Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Группа риска и как в нее не попасть.

img_4482 - 001

Как вы уже наверняка догадались, речь у нас пойдет не о СПИДе и прочих сомнительных приобретениях уходящего века. Вопросы безопасности плавания и эксплуатации плавсредств мы поднимали на своих страницах уже не раз, но тема эта, увы, не стареет. Свидетельствует об этом и печальная статистика происшествий на воде. Поэтому мы решили вновь напомнить судоводителям — прежде всего, начинающим — основные моменты, внимание к которым позволит в значительной мере снизить степень риска, без которого, к сожалению, немыслимо плавание даже в пруду — вода есть вода.

Предлагаемые заметки — ни в коей мере не нормативный документ (с подобными документами, надеемся, вы уже ознакомились и без нашей помощи), а скорее советы “из жизни”, обобщение накопленного десятилетиями опыта. Адресуем мы эту публикацию, в первую очередь, владельцам катеров и моторных лодок, хотя ряд положений наверняка будет полезен всем судоводителям без исключения.

Особое внимание мы постарались обратить на ряд специфических моментов, с которыми обычно сопряжено появление на борту гостей, поскольку далеко не всегда мы отходим от берега в одиночку. Надо сказать, что термин “пассажиры”, на наш взгляд, не совсем полно характеризует эту категорию лиц, ведь, как правило, это не какие то абстрактные граждане, а наши хорошие друзья и знакомые, в общении с которыми необходима определенная дипломатия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Это — вопрос номер один: ответственность за безопасность всех находящихся за борту (а в ряде случаев и прочих участников движения по воде, включая и обычных купальщиков) несете вы и только вы. Соответственно только вам и принимать те или иные решения. “Да нет у этого берега камней, давай подойдем поближе!” “Эту тучу пронесет стороной, лучше останем ся, гляди какой клев!”

Принимать к сведению подобные предложения, или нет — дело ваше, но, повторяем, последнее слово только за вами. И в случае чего сидеть в тюрьме (не дай бог!) или выплачивать денежные компенсации придется вам. Постарайтесь тактично объяснить эту истину гостям еще на берегу. Касается это и весьма распространенной ситуации с передачей управления.

Гостей, как известно, хлебом не корми, только дай порулить. (Кстати, очень хорошо, если кто то из них действительно сумеет управиться с лодкой, если с вами что то случится). Но обычно на водительском месте оказывается совершенно неподготовленный человек, который, тем нее менее, первым же делом поступает по принципу “газу до отказу и все скорости сразу”, вцепившись в “баранку” и выпучив глаза.

Однако с юридической точки зрения за рулем остаетесь вы, поэтому не советуем пользоваться этим случаем, чтобы отдохнуть, разобрать вещички и т.д. Не отходите далеко от поста управления (по крайней мере, от кнопки “стоп”) и будьте готовы в любой момент вмешаться в процесс.

01 - 005

АЛКОГОЛЬ

Как вы уже догадались, этот раздел оказался на одном из первых мест исключительно в силу отечественной специфики. Подобно провинциальным пассажирам знаменитой “Антилопы Гну”, которые искренне не понимали, как это можно пользоваться автомобилем в трезвом виде и считали автотелегу Козлевича гнездом разврата, где обязательно нужно вести себя разухабисто, издавать непотребные крики и вообще прожигать жизнь, наши гости тоже порой начинают мечтать о выпивке на первом же километре пути — очевидно, завороженные быстротой передвижения и запахом бензина.

Цепочка, в общем то, довольно простая и логичная: вода — бережок — костерок — шашлычок — водочка. Не будем ханжествовать: от этого, увы, никуда не денешься. Даже в редакции “КиЯ”, сами понимаете, не одни абстиненты сидят. Об управлении мотолодкой или катером в нетрезвом виде даже говорить не будем — надеемся, что имеем дело со здравомыслящими людьми.

Рискуя на влечь на себя гнев ГИБДД, тем не менее, заметим, что на наш взгляд сесть за руль автомобиля “поддавши” куда как безопасней, чем за штурвал катера. По крайней мере, если вы вдруг осознали пагубность подобной езды на дороге, всегда есть возможность благополучно остановиться и проспаться под ближайшим кустом, и ровный асфальт как асфальтом был, так асфальтом и останется.

На воде, сами понимаете, такое может не пройти. И если на суше пустяковое происшествие “по пьянке” заканчивается в лучшем случае синяками и шишками, то на воде нетрезвый пострадавший быстро “хватает огурца” и идет на дно со скоростью топора.

Не верите — загляните на ближайшую спасательную станцию и порасспрашивайте специалистов. Если место бойкое, да еще и день выходной, вы даже сумеете лично лицезреть приткнувшийся у ворот дурно пахнущий фургон, в который двое небритых мрачного вида дядечек будут грузить зловещий темный сверток на мокрых носилках.

Что же делать? Ведь есть люди, которые сочтут вас личным врагом после предложения провести день на природе “всухую”… И все же компромисс возможен. Спланируйте программу дня так, чтобы возлияния происходили после прогулок и путешествий по воде, когда лодка или катер будут надежно причалены к берегу.

Об этом тоже стоит заранее проинформировать участников предстоящего мероприятия. Кстати, будьте готовы к тому, что даже после подобных увещеваний (но после третьей четвертой рюмки) отдельных гостей может по новой потянуть на подвиги, и в самых разнообразных формах (от льстивой мольбы до категорического требования) последуют предложения “п покататься”. Советуем проявить твердость характера. Что хуже — размолвка с приятелем или участие в его похоронах? Думайте сами.

004 - 005

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

С этим у нас в отчизне тоже традициионно плохо. Может, виноват хорошо всем знакомый “авось”? Как то мы провели небольшой эксперимент: на одном большом загородном водоеме в выходной день понаблюдали за отходом со стоянки разнообразных моторок.

Результат вызвал нечто вроде шока. Из девяти лодок, отошедших от бона в течение получаса, спасательное средство в виде обшарпанного пенопластового круга имелось лишь на одной! Да и тот круг был намертво примотан к палубе — очевидно, чтобы не потерялся на случай проверки инспектором ГИМС.

Зато бутылок со спиртосодержащими жидкостями (см. предыдущую главу) было предостаточно. О спасательных жилетах и речи нет. Даже если они и имеются в наличии, заставить гостей надеть их просто нереально — сами, наверное, знаете. Мужчины считают, что надевать жилет немужественно (равно как и признаваться в неумении плавать), а женщины обычно напирают на эстетику и уверяют, что таким чучелом ни зачто на люди не покажутся.

Что ж, внешний вид большинства спасжилетов действительно оставляет желать лучшего… Так что остается только два варианта: либо разориться на стильные фирменные жилеты, в которых мужчины почувствуют себя пилотами “Формулы 1”, а женщины фотомоделями (купить такие красивые жилеты сейчас не проблема), или же просто положить имеющиеся в лодку по числу находящихся на борту.

Как говорится, некрасиво — да спасибо. Кстати, если жилеты надувные, не забудьте заранее их надуть — иначе проку от них будет не больше, чем от обыкновенной тряпки. И, напоследок, одно непреложное правило: на детях жилеты должны быть надеты, надуты и подогнаны по росту. Это — обязательно. С детьми, правда, в этом плане проблем меньше всего.

0071 - 008

ПАССАЖИРЫ И ГРУЗ

Даже расхожее выражение такое есть: “перегрузить лодку”. Значение его понятно даже младенцу. Но даже те, кто нередко употребляют его по отношению ко всевозможным жизненным ситуациям, порой забывают его изначальный смысл. Иной раз, глядя на количество людей и всевозможного барахла в отходящей от берега мотолодке, только диву даешься, как она еще держится на воде.

Аргумент судоводителя обычно простой: “Волны нет, проскочим”. То, что поломка мотора и последующее усиление ветра могут в корне изменить ситуацию, в голову подобным “капитанам”, как видно, не приходит. Значение максимальной грузоподъем ности, указанное в технических характери стиках того или иного судна, взято не по толка — это результат конструкторских расчетов и ходовых испытаний.

Перегруз влияет не только на высоту надводного борта и, соответственно, большую вероятность заливания волной, но и на такую важную характеристику, как остойчивость. Поэтому если вам, к примеру, предстоит переправить большую компанию к месту пикника, лучше не рискуйте и сделайте два рейса.

Экономия бензина здесь может выйти боком. Тяжелые вещи кладите как можно ниже, чтобы они играли роль повышающе го остойчивость балласта, и располагайте их так, чтобы они не сместились на волнении или при резком крене. Пассажиров — груз, который имеет свойство перемещаться по лодке сам собой — заранее попросите по возможности сидеть на отведенных им местах.

Борта, носовая палуба и крыша рубки — не место для сидения, особенно на скоростной мотолодке или катере. Во первых, это повышает центр тяжести, а во вторых, расположившийся в рискованном месте гость может попросту вылететь за борт при резком маневре.

0081 - 009

ПРАВИЛА

Вроде бы само собой разумеется, что водитель мотолодки или катера, имеющий удостоверение судоводителя, должен знать правила движения по водным путям. Однако не секрет, что в ряде уголков нашей необъятной родины судоводители не утруждают себя сдачей экзаменов в ГИМС (невзирая на протяженность акваторий и интенсивность судоходства).

Оставим вопрос получения соответствующего документа на их совести, посоветуем лишь одно: раздобыть соответствующие учебники и обязательно изучить правила.

Приобретенные знания позволят вам, скажем, не вылететь с фарватера в незнакомом месте или не заставить капитана идущей навстречу многотонной махины прибегать к рискованным маневрам, чтобы спасти вам жизнь. Но это, как говорится, программа минимум. Изучать правила судовождения лучше всего под руководством специалистов.  Да и, получив “права”, от инспекторов прятаться не придется.

МАРШРУТЫ И РАССТОЯНИЯ

Слово “маршрут” применимо не только в том случае, когда перед вами стоит задача попросту переместиться из точки А в точку Б, но и при прогулках безо всякой определенной цели. И чем больше расстояние, на которое вы при этом удаляетесь от базы, тем большее значение этот вопрос приобретает.

Цель простая — благополучно вернуться домой. Очень хорошо, если акватория вам хорошо знакома — тогда ситуация более менее прогнозируема (хотя и в знакомых местах лучше не расслабляться — плыву щий по воле течения безвестный топляк бывает порой почище знакомой мели). Но какому капитану не хочется исследовать новые неизведанные места?

Тут задача значительно усложняется. Необходимо учитывать сразу множество факторов: не только расстояние, но и особенности судоходной обстановки, капризность погоды, наличие безопасных укрытий на случай непредвиденных происшествий…

3430_3_130401_162206

Кстати, укрыться в бухте или пересидеть на берегу при малейших сомнениях в безопасности дальнейшего плавания — не трусость, а хорошая морская практика. Как бы ни торопились и вы сами, и ваши гости к родному очагу, лучше проявить твердость и не рисковать.

И, наконец, хватит ли топлива? Порой даже опытные судоводители долго пытаются завести заглохший вдруг мотор, пока не понимают, что бак “обсох”. Если такоепроисходит вдали от берега, да еще и ветер усиливается, недалеко и до беды.

К сожалению, мало кто может более менее точно назвать реальный (а не паспортный) расход топлива для своего мотора, а оценка количества бензина в баке нередко производится по принципу: “булькает — значит, есть”. Между тем, с достаточной точностью оценить количество топлива даже в самом простом стандартном баке подвесника можно при помощи обыкновенной деревянной палочки с нанесенными на нее делениями.

Еще более точный результат даст взвешивание бака ручным безменом, шкалу которого можно отградуировать с точностью до литра. Это и позволит вам иметь представление, скажем, о том же часовом расходе топлива. Полезны будут и чисто практические сведения вроде: “ Чтобы дойти вон до того острова и вер нуться, мне нужно столько то бензина”.

Не советуем, правда, поддаваться магии цифр и ударяться в другую крайность, а именно брать топливо “впритык” — наобратном пути ухудшение погоды, поломка или необходимость буксировки может вынудить вас пойти или иным маршрутом, или в другом режиме, что “съест” непредусмотренное количество топлива, так что всегда имейте достаточно солидный резерв.

Говоря о навигации в целом, нельзя не упомянуть получающие все большее распространение персональные спутниковые навигаторы GPS, значительно повышающие безопасность плавания. Компактный приборчик, воспользоваться которым под силу даже ребенку, непозволит вам заплутать и приведет точно в намеченную точку или даже по заранее определенному маршруту.

Кроме того, большинство аппаратов “помнят” нанесенные точки опасности (например, координаты замеченных вами мелей), и приприближении к ним предупредят вас об этом звуковым сигналом. Ну а вовремя засечь мель помогут компактные эхолоты, наиболее совершенные из которых — гидролокаторы — “ видят” дно не только непосредственно под лодкой, но и впереди по курсу.

И последнее о маршрутах: перед отходом по возможности сообщите остающимся на берегу, в какие края вы собрались, когда примерно вас ждать и где вы укроетесь в случае непогоды. Как правило, на берегу относятся к подобной информации достаточно ответственно и принеобходимости приступают к поискам.

1001275_10151734027588321_415615511_n

ОГОНЬ

Бывалые моряки подтвердят — страшнее пожара на судне нет ничего. Несмотря на обилие воды кругом, потушить огонь крайне сложно, и он быстро отвоевывает у экипажа и без того ограниченное пространство. На маломерном судне этот процесс гораздо скоротечней, и деваться в случае пожара попросту некуда — только за борт. Поэтому лучше всего до пожара дело не доводить.

Из катеров и мотолодок к группе наибольшего риска следует отнести суда с бензиновыми двигателями, хотя, бывает, горят и дизельные силовые установки. Прежде всего повышенное внимание следует уделить системе питания — топливным бакам и подводящим шлангам.

Малейшая течь в системе — повод если не для паники (здоровая паника тоже делу не вредит), то, по крайней мере, для быстрых и решительных действий. Полумеры вроде подмотки изолентой могут обойтись дороже.

Специально для владельцев отечественных подвесников: имейте в виду, что если вы подсоединяете топливный шланг к мотору напрямую, т.е . без посредства штуцера с запорным клапаном, то будьте готовы к тому, что после отсоединения шланга от мотора и завинчивания дренажного клапана в крышке бака получившая ся система, особенно на солнце, превращается в нечто вроде сифона: при нагреве пары бензина начинают бодро вытеснять топливо наружу.

Кто не верит, может провести эксперимент: минут за десять из выставленного на солнцепек бака непрерывной струйкой выльется не меньше литра бензина. Продолжать эксперимент и поджигать упомянутый литр не советуем — сила пламени такова, что можно заработать серьезные ожоги.

В общем, если запорный клапан отсутствует, советуем (по степени убывания): 1 — немедленно купить его и установить на место; 2 — после отсоединения бака сразу затыкать шланг подходящим по диаметру болтом;

3 — ни в коем случае не завинчивать дренажный клапан крышки. И еще о профилактике возгорания: даже самые легковоспламеняющиеся материалы горят, только если их поджечь. В роли “поджигателей” выступают, как правило: а — двигатель с искрящей системой зажигания или “стреляющим” карбюратором, и б — курящие члены экипажа.

“Очаги” в моторе ликидируются обычными техническими методами, да и вовремя опознаются по перебоям в его работе. Курение же надо либо полностью запретить (во время заправки это непреложное правило), или же регламентировать таким образом, чтобы исключить попадание искр в пожароопасные места.

1926055_526926317412495_986503121_o

Профилактика профилактикой, но средства пожаротушения все же следует иметь на борту — правила это категорически требуют. Для тушения пожара можно использовать кусок плотного брезента, но лучше все же обзавестись огнетушителем, например, автомобильным.  Кстати, если вы добираетесь до места стоянки лодки на машине, огнетушитель можно попросту взять из нее.

МОТОР И ОБОРУДОВАНИЕ

Мотор — это “сердце” вашего судна, и от его бесперебойной работы во многом зависит безопасность и прогнозируемость плавания. Но даже если вы уверены в нем на все сто, на борту должен обязательно иметься комплект ментов и запчастей. Для непродолжительной прогулки вам вряд ли потребуются запасные поршни и коленвал, но вот свечи, шпонки и даже запасной гребной винт прихватить стоит.

Надо сказать, что в ряде случаев мотор сам по себе может быть источником повышенной опасности. Взять, к примеру, распространенную манеру использовать подвесной мотор со снятым капотом. Не говоря уже о том, что в этом случае систему зажигания может залить волной, открытый маховик при неожиданном от кидывании мотора из за удара о подводное препятствие может нанести серьезные травмы, особенно если он снабжен зубчатым стартерным венцом.

Умеючи следует пользоваться и шнуром аварийного запуска. Пуская двигатель, попросите пассажиров пригнуться, чтобы слетевший с маховика шнур нещелкнул кого нибудь в глаз. Никогда не наматывайте шнур на руку! Шнур при запуске может застрять в пазу маховика и стремительно намотаться обратно, и если при этом его вовремя не отпустить, есть риск остаться без руки.

И, наконец, об одном значительно повышающем безопасность приспособлении, которым отечественные подвесники, увы, не оборудуются. Речь идет об аварийном выключателе зажигания со стропкой, крепящейся к руке или поясу водителя. Он автоматически останавливает мотор, если водитель вдруг окажется за бортом.

Чем “резвее” мотолодка, тем больше шансов, что когда либо он пригодится. Кроме того, его можно использовать и вручную — например, когда надо остановить мотор буквально в доли секунды. Вещь полезная, но даже у владельцев импортных моторов упомянутая стропка обычно бесполезно болтается возле замка зажигания или обмотана вокруг румпеля…

Использующиеся на отечественных моторах и “дистанционках” кнопки “стоп”, на наш взгляд, с точки зрения безопасности не совсем удачны. Ведь для полной остановки двигателя кнопку необходимо некоторое время удерживать, чтобы заглушенный мотор вновь не завелся по инерции, а в ряде случаев это может не получиться.  Бывалые люди советуют использовать вместо кнопки тумблер с длинным рычажком — тогда мотор можно остановить буквально взмахом руки.

SONY DSC

 

СВЯЗЬ

И здесь мы, увы, далеко не впереди планеты всей. Серьезные УКВ радиостанции можно встретить разве что на крупных яхтах и моторных катерах, а более простые и доступные аппараты CB (Civil Band — гражданский диапазон), столь распространенные на Западе, у нас и вовсе в диковинку.

По пальцам можно пересчитать и пользователей транкинговой радиосвязи. А между тем, вовремя посланный призыв о помощи позволяет избежать очень серьезных неприятностей. В самое ближайшее время “КиЯ” намерен вплотную заняться этим серьезным вопросом, хотя должны заметить, что кое какие положи тельные сдвиги все же имеются.

Мы имеем в виду сотовую телефонную связь, которая в большинстве регионов достаточно хорошо развита и имеет территорию охвата, достаточную для использования и на водных путях.

Итак: если вы являетесь счастливым обладателем “мобильника” (который, по нашему мнению, давно уже не является предметом роскоши и атрибутом исключительно коротко стриженных молодцов с растопыренными пальцами), имейте в виду — “SOS” можно послать и с его по мощью.

Из этого вытекает простой и логичный вывод: обеспечьте своему маленькому мобильному другу такие условия, чтобы воспользоваться им можно было и после серьезного происшествия на воде.

Поскольку “трубки” в так называемом “ спортивном” (влагозащищенном) исполнении у нас практически не встретишь, для начала упрячьте телефон хотя бы в полиэтиленовый пакет (не дырявый), стянув его у антенны аптекарской резинкой.

Кстати, и услышать звонок, и даже разговаривать через полиэтилен на большинстве телефонов вполне возможно — проверено. После чего уберите аппарат от греха в карман — что будет с него толку, даже от упакованного, на дне морском?

Самый сложный вопрос — куда звонить? Лучше, конечно, заранее выяснить номер соответствующей службы (например, МЧС или службы спасения) и занести его в память телефона. Если припрет, адресовать “SOS” можно и в любую экст ренную службу — например, пожарным.

01, 02, 03… Смеем надеяться, что диспетчеры соответствующих служб с пониманием отнесутся к вашей беде и что нибудь придумают, дабы вам помочь. Можно, в конце концов, и просто позвонить друзьям: “Тонем, но не сдаемся…”

Но все же нам представляется, что у этой проблемы должно быть более глобальное решение, в связи с чем мы и обращаемся с призывом ко всем операторам сотовой связи России. Как правило, у каждой системы есть бесплатный справочный телефон, который обычно используется для выяснения остатка денег на счете, переключения тарифов и т.д.

Может, именно его и использовать в качестве “аварийного”? Правда, диспетчеры (очень милые юноши и девушки, судя по голосам) должны при этом владеть информацией, куда переключить вызов терпящего бедствие. Выяснить это мы беремся сами.

И если подобная совместная акция “КиЯ” и сотовых операторов позволит в наступающем сезоне спасти хотя бы одну человеческую жизнь, будем считать, что затея удалась.

d187d - 004

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Кому из нас не памятны бесхитростные плакаты с приемами оказания первой помощи утопающим, которыми в свое время были буквально увешаны стенды на пляжах и лодочных стоянках? Несмотря на невысокий художественный уровень, дело они свое делали. Если не навыки, то, по крайней мере, хотя бы основные знания в этой области были очень у многих.

Сейчас, как показывает практика, многие не знают даже самых элементарных вещей. Мало иметь желание помочь — надо знать как. Вот и происходят жуткие случаи, про один из которых нам рассказали прошлым летом в Приозерске.

Недалеко от берега перевернулась “надувнушка” с двумя рыбаками. Один из них не умел плавать. Его товарищ попытался ему помочь, но в результате утонули оба — прямо на глазах у родных на берегу. Утопающий в панике вцепился в своего спасителя и увлек его за собой надно.

“Умей освобождаться от захватов тонущего,” — грустно закончил рассказчик, профессиональный спасатель, использовав знакомую “плакатную” фразу. Сразу заметим, что это тема отдельной публикации, и вопросы оказания первой помощи на воде мы обязательно осветим в одном из ближайших номеров. Насколько многие у нас полагаются на все тот же “авось”, можно судить и по отсутствию на большинстве маломерных судов аптечек для оказания первой помощи.

Поскольку на воде всяческие неприятности происходят, как правило, вдали от цивилизации, из за отсутствия под рукой хотя бы куска бинта и пузырька с йодом обращаться к врачу приходится потом и в результате пустяковой царапины. Как и в случае с огнетушителем, автомобилистам проще — аптечку можно забрать из оставленной на берегу машины.

ВЗАИМОВЫРУЧКА

Возможно, мы и зря включили в наши заметки этот последний раздел, поскольку подавляющее большинство наших водномоторников всегда готово прийти на выручку терпящим бедствие безо всяких дополнительных напоминаний. Однако невсегда необходимость вашего вмешательства настолько очевидна, что руки сами поворачивают штурвал.

Мимо перевернутой вверх килем лодки мало кто пройдет без остановки — но вот, например, другая ситуация. Поднимается ветер, вы спешите вернуться на берег и видите, что водитель болтающейся на волнах моторки безуспешно дергает шнур стартера. Сигналов бедствия он не подает, но может стоит подойти к нему и предложить помощь?

Если мотор не получится завести даже совместными усилиями, всегда можно взять бедолагу на буксир — в любом случае он не останется один на один со стихией. Приятных и безопасных вам плаваний!

А. Лисочкин

г. Санкт Петербург.

Источник:  «Катера и Яхты», №171.

24.12.2014 - Posted by | Путешествия. | , , ,

1 комментарий »

  1. Reblogged this on АЛЕКСАНДР -боцман VIA-EST VITA …ТАРНОГА.

    комментарий от sartar1 | 24.12.2014 | Ответить


Оставьте комментарий

SunKissed

мое вдохновение

WordPress.com News

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme