Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Морские прогулки вдоль границы императорской России со Швецией.

00-0033

В Финляндии Котку закономерно называют самым морским городом, и это не случайно – в радиусе 10 километров от нее в акватории Балтийского моря можно насчитать более 400 разнокалиберных островов, на многих из которых оборудованы хорошие причалы для маломерного флота.

В крохотной по численности населения Суоми зарегистрировано 700 тыс. судовладельцев. Но, если учесть, что для надувных лодок длиной до 5 м никаких документов не требуется, а за подвесные моторы без борта ежегодный налог не взимается (а разовый, между прочим, весьма либерален – 30 евро, независимо от мощности), то реальное число гребно-моторных единиц в этой стране может приближаться и к миллиону!

История Котки тесно связана с историей России, ведь сам город был возведен на месте крепости Роченсальм – западном форпосте Российской империи. После Абоского мирного договора (1743 г.) граница между нею и Швецией проходила по реке Кюми, которая впадает в Балтийское море у о. Коткансаари, где по приказу Екатерины Великой в 1790-х гг. и были возведены форты «Екатерина», «Елизавета» и «Слава».

Под руководством графа А. В.Суворова вдоль  Кюми за десять лет появилось шесть крепостей для защиты имперских рубежей от враждебных войск Густава III, флот которого с завидной регулярностью топил российские корабли Екатерины II, кстати, являвшейся его троюродной сестрицей.

001

Чуть выше по течению пограничной реки у порогов Ахвенкоски в 1802 г. тайно встречались супруги короля Густава IV и императора Александра I – Елизавета и Фредерика, которые вообще были родными сестрами! Неподалеку от этой усадьбы, на одном из рукавов Кюмийоки – в Пюхтяя, до сих пор действуют шлюзы Струка, построенные в начале ХХ в. для обслуживания барж, следующих на заводы Стокфорса.

Это единственное в Финляндии гидротехническое сооружение (длина – 25 м, ширина – 8 м, глубина – 1.2 м, перепад воды – 2 м), открыв которое можно выйти в открытое море. Операции со шлюзовыми механизмами вручную проводят сами судовладельцы без всякого надзора и чиновничьего присмотра.

Три человека по всем правилам отшлюзуются минут за 20, правда, здесь не посачкуешь – приходится не только внимательно следить за кранцами и аккуратно перешвартовываться, но и от плеча вращать столетние зубчатые передачи немалых размеров. Обслуживанием и ремонтом шлюза занимается коммуна Пюхтяя, на что в год уходит порядка 2000 евро.

002

003

004

В конце уже XIX в. по приказу императора Александра III в устье Кюми на порогах Лангинкоски была поострена царская дача. Прежде здесь весьма удачно промышляли лосося монахи Валаамского монастыря, но затем, естественно, все права на рыбацкую удачу на этих порогах были переданы самодержцу.

Он не однажды бывал здесь с императрицей Марией Федоровной и членами семьи, причем сановные хозяева добирались из Питера до скромного деревянного домика только морским путем. Ведь ни колесной, ни железнодорожной связи с финской глубинкой в те годы не существовало. Александр III отдыхал в Лангенкоски от столичной суеты и ловил рыбу. До сих пор сохранился камень, на котором он постоянно сидел с удочкой и душистой сигарой.

Легенда гласит, что именно тут, в устье Кюмийоки, он резко остановил доклад высокопоставленного чиновника из Департамента иностранных дел: «Европа подождет, пока русский царь рыбу ловит…». Любопытно, что и сегодня любой, даже иностранный, приезжий может потоптаться по блестящим полам отлично сохранившейся царской дачи и поохотиться здесь на знаменитого балтийского лосося.

005

Для некоторых видов ловли (спиннинг, мушка, дорожка) выделены различные участки реки. Не запрещена и подводная охота. Для этого необходимо только заплатить государственный сбор (20 евро) и купить лицензию (от 8 евро за 6 часов до 70 за год). Более подробную информацию о рыбалке и точках продажи лицензий можно получить в местах ловли и на сайтах  http://www.ahven.net и www.lohikeskuskotka.fi.

Хотя любитель рыбной ловли, приехав в Котку, может просто пойти в аквариум «Маретариум», где запросто выписать рыболовную лицензию и вживую, в естественных условиях, ознакомиться со всеми видами местных рыб и беспозвоночных. Аквариум видно прямо с акватории Финского залива – он расположен в дальнем углу пристани Сапоканлахти (глубина фарватера – 3 м, всего 58 гостевых мест; плата – 15 евро в сутки). Здесь удобно, а главное – бесплатно, можно пришвартоваться (глубина фарватера – 8 м) в Котке и у морского центра Велламо (www.merikeskusvellamo.fi)

Пожалуй, это единственное в Европе познавательный комплекс подобного рода. В громадном и причудливом здании, издалека напоминающем значительных размеров океанскую волну, расположились Морской музей, музей Кюменлааксо, музей морской пограничной охраны и нформационный центр «Велламо».

Экспозиции Морского музея поражают своим разнообразием: в его залах вы найдете все, начиная от археологических находок и кончая современным навигационным оборудованием. Желающие могут заглянуть в машинное отделение корабля или постоять на капитанском мостике. Есть и интерактивные комнаты, где ощущаешь запах настоящей смолы и заморских специй, что тащили в эту часть Европы флибустьеры и коробейники.

006

007

008

Музей морской пограничной охраны занимает самые большие залы, ибо тут под потолком висит взаправдашний гидросамолет и стоит в полный размер патрульный катер «VMV 11». Район Кюми и Пюхтяя в период сухого закона славились своими контрабандистами, что в 30-е гг. прошлого столетия под покровом ночи ходили на деревянных лодках в гости к «эстонскому другу».

Сохранена и синяя трехметровая дюралька, экипированная восьмым «Ветерком», на которой еще во времена СССР два лихих парня переправились через залив со стороны Эстонской ССР. Ребята сбежали в Швецию, а лодку так и бросили в осенней тристе Санталахти. Музей Кюменлааксо посвящен прогулке во времени вдоль главной реки Южной Финляндии – Кюмийоки.

Мы словно медленно сплавляемся на челноке вниз по течению вместе с задумчивой карельской хозяйкой вод Велламо. Этнографические и природные экспонаты не только расскажут о жизни в этом крае и быте его населения, но и о философско-этических проблемах современного общества, его отношениях к глобализации и техническому прогрессу.

«Одного момента может хватить на многое, он может ускользать из рук или  казаться вечностью. Счастье может казаться мигом, а тоска бесконечной. Когда я был мал, времени было вдоволь. Раньше ритм жизни человека задавал свет, и люди поднимались вместе с солнцем…», – так однажды сказал писатель Яри Ярвеля. Возжно, и нам следует иногда приостановить безудержный суетный бег, заглушить мотор и прислушаться к спокойному речному говору мудрой Велламо…

Автор благодарит за помощь Галину Вангонен и Людмилу Соболеву (Союз гидов Финляндии).

   Андрей Великанов. Фото автора.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №231.

 

22.01.2016 - Posted by | Путешествия. | , ,

Комментариев нет.

Оставьте комментарий

SunKissed

мое вдохновение

WordPress.com News

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme