Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Праздник моря на задворках Европы.

Klaipeda-00-00

Клайпеда (бывш. Мемель) существует вот уж 729 лет и всего лишь на месяц младше Стокгольма. Все, что происходило, происходит и будет происходить здесь, связано с морем, поэтому неслучайно в последние июльские выходные дни проводится праздник моря, который перерос из общегородского в национальный праздник всей Литвы.

Самым запоминающимся по своему размаху стал, пожалуй, праздник моря 2009 г. – тогда город принял около 1 млн. гостей, которые смогли наблюдать также финальный этап международной парусной регаты «The Tall Ship Races», которая проводится на Балтике по маршруту Гдыня – Санкт — Петербург – Турку – Клайпеда. Это было действительно неординарное событие для города с населением около 180 тыс. человек.

В регате участвовало 100 парусных судов из 19 стран, от самого большого в мире парусного судна «Седов» и огромного норвежского «Christian Radich» до небольших яхт. Погодные условия на последнем этапе были очень сложные, из-за чего с дистанции сошли 12 судов. Когда же в кильватерном строю одно за другим в порт заходили парусные суда и занимали свои места у 10 причалов, их радостно встречали горожане и гости города.

Зрелище было просто великолепным! Программа нынешнего праздника была весьма простой: на протяжении трех дней в старой части города шла очень активная торговля всем, чем можно, прежде всего, естественно, местными сувенирами и пивом – катализатором праздничного настроения.

001

Для поднятия общего тонуса были установлены несколько сцен, на которых попеременно выступали различные музыкальные и танцевальные коллективы. Гости города могли посетить Музей часов и неплохой дельфинарий, которые построены на месте бывшей шведской крепости. Глядя на все происходящее, у меня, коренного горожанина, проживающего здесь уже более 50 лет, возникло какое-то странное ощущение: «Вроде бы чего-то не хватает».

Вспомнил свою юность. Все началось именно здесь, где сейчас ютились парусные суда, отдыхавшие после гонки в штормовом море. Именно на этом месте еще 15 лет  назад стоял один из судоремонтных заводов Клайпеды, построенный после ужасной войны, на который я пошел работать 17-летним пацаном. Приходилось обрабатывать гайки, обтекатели от гребных винтов, шатуны от двигателей и даже задрайки люков.

Фрезерных работ в судостроении и судоремонте очень много. Подумал сейчас: «Вдруг еще живы корпуса, в которые вложены мой труд и часть труда моего отца, с которым мы работали рядышком: он специализировался на проточке гребных валов, работе очень точной и ответственной». Запороть очень дорогостоящий гребной вал, проточив лишнюю «сотку» металла, было  подобно преступлению.

Слева, за забором нашего завода, стоял судостроительный завод, который строил в основном БМРТ (большие морские рыболовные траулеры). Справа, за рекой шириной в 30 м, стоял другой судоремонтный завод, на котором ремонтировались суда вспомогательного флота, рыболовные базы и т. п.

Large_002

Большинство горожан, в том числе большая часть нынешних пенсионеров, делали работу, которая так или иначе была связана с морем. Ремонт рыболовного траулера любого класса, будь то БМРТ или СРТ (средний рыболовный траулер), очень хлопотный.

Такие суда ходили на промысел к Африке или к Кубе, «Мартышки» – МРТР (малый рыболовный траулер) – болтались на волнах до полугода, после чего внешний вид рыболовного траулера, вернувшегося домой, восторга не вызывал. Мой родной дядя, пожалуй, рекордсмен нелегкого труда рыбака, в свой первый полугодовой рейс пошел юнгой в 16 лет!

Было это в 1950 г., а закончил трудовую «вахту» тралмастером в 1992 г. Подобная судьба тут у многих, в Клайпеде были целые рыбацкие династии! Азербайджанцы, белорусы, латыши, русские, литовцы трудились здесь рука об руку. Можно смело говорить, что это было даже своеобразным отличием города. При общем населении в 210 тыс. человек более 20 тыс. работали в «Литрыбпроме».

«Тралфлоте», «Реффлоте», «Гипрорыбфлоте», «Балтрыбфлоте» – это составляющие большого, боеспособного флота, самого большого тогда рыболовного флота в Европе, представлявшего свою страну в  отдаленных уголках мира. По соседству с нынешним Морским музеем работала лаборатория, которая создавала и испытывала современные орудия лова.

003

004

005

006

Для обеспечения предприятий квалифицированными кадрами была организована школа моряков в дополнение к открытому в 1948 г. Клайпедскому среднему мореходному училищу. Целая часть моего родного  города до сих пор так и называется – Рыбпорт, а в центре Клайпеды по-прежнему стоит памятник рыбаку, напоминая о том, что рыболовство на этой земле имеет глубокие корни.

Но ныне гости из Европы и других стран могут узнать об этом, лишь осматривая этнографическую усадьбу рыбака, построенную на Куршской косе. Да, праздник моря существует, а вот героям моря – рыбакам – теперь уделяется меньше всего внимания.

Не секрет, что в последние 10 лет литовский флот просто исчез – Литва вступила в Евросоюз, и его новому члену были выделены деньги на то, чтобы люди, занимавшиеся рыбным промыслом, не мешали европейским грандам рыболовства – Испании и Ирландии.

Все наше богатство бесследно исчезло в первые годы независимости, состоялся суд на главой «Литрыбпрома», затем судили руководителей банка, приложившего к этому руку, но также бесследно исчезнувшего. Тысячи людей лишились средств к существованию, и теперь они должны искать себе работу по переработке рыбы в Ирландии и получать как минимум вдвое меньшую, чем коренные жители, зарплату.

007

008

009

0010

И сейчас мы уже можем смело «гордиться» тем, что в Литве рыба стоит дороже, чем во многих европейских государствах, радоваться улучшившейся экологической  обстановке в море и одновременно сюрпризу в виде двух химических заводов, построенных практически в черте города, в его спальных районах, где теперь тихими летними вечерами всех частенько «достает» доселе незнакомый «аромат».

Да, праздник есть, он проходит ежегодно, но что мы празднуем? Даже Литовского морского пароходства уже тоже практически не осталось. Любимый рыбаками ресторан «Jura» («Море») ушел в небытие, продают там сейчас то секонд-хенд из Европы, то подержанную мебель.

Остается радоваться самому морю (его невозможно продать даже Европе), да песне, которая звучала в фильме «Человек-амфибия», поставленному по роману А. Беляева: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал!».

Источник:  «Катера и Яхты»,  №234.

Реклама

17.01.2016 - Posted by | Путешествия. | , , , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

Budget Android Phones

Discover the best cheap smartphones

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: