Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Судовая радиостанция – не игрушка.

21_00 - 00

Радиостанция на «Кон-Тики» имела позывные I2BL. Аппаратура была не  первоклассная и насыщена электрическими разрядами. Никто из нас не решался дотрагиваться без резиновых перчаток до Кнюта и Торстейна, когда они сидели за ключом.

Эрик Хессельберг, «Кон-Тики и я»

Современные радиостанции значительно совершеннее той, что имелась на плоту «Кон-Тики», на котором Тур Хейердал и его команда пересекли Тихий океан. Но чтобы радиосвязь не создавала лишних проблем ни вам, ни другим пользователям эфира, а аппаратура работала долго и надежно, стоит учитывать некоторые рекомендации по использованию радиостанций.

001

Так как они могут иметь индивидуальные технические особенности, определяющиеся типами и производителями устройств, упомянем только самые общие сведения. Прежде всего, если имеется инструкция и описание радиостанции на одном из доступных вам языков, внимательно их прочтите. Обычно там уже есть ответы на вопросы, которые у вас могут возникнуть.

На катерах, имеющих повышенный уровень шума, мощности встроенного динамика портативной радиостанции может быть недостаточно. В этом случае целесообразно пользоваться гарнитурами, состоящими из наушника и микрофона с тангентой, или стационарными радиостанциями, позволяющими подключать дополнительные громкоговорители-репитеры.

Место для монтажа стационарного устройства должно по возможности защищать станцию от воды, перегрева, влияния посторонних электромагнитных полей. Учитывайте также уровень шума и возможное влияние самой станции на другие устройства – например, на магнитный компас (особенно сильное воздействие на него может оказывать выносной громкоговоритель).

Подключая к стационарной радиостанции электропитание, будьте внимательны к полярности проводов и, особенно, к напряжению, на которое рассчитана станция. В случае, если ваша бортовая сеть 24-вольтовая, а станции требуется 12 В, не стоит пытаться решить проблему, подключившись к одному двенадцативольтовому аккумулятору из двух, последовательно соединенных в 24-вольтовую батарею.

Правильным решением будет использование устройства, преобразующего напряжение 24 В в 12 В. Такой преобразователь подходящей мощности можно выбрать в магазинах, предлагающих судовое оборудование, или в магазинах автозапчастей для грузовых машин и тракторов. Исключением могут быть станции, укомплектованные электрошнуром со штекером, рассчитанным на подключение в стандартное гнездо приривателя – соответствующий преобразователь там как правило уже предусмотрен (на одинаковые с виду гнезда может подаваться как 12, так и 24 В).

$T2002

Необходимо только убедиться, разобравшись с инструкцией к используемой радиостанции, какое напряжение необходимо для ее питания. Повторимся, это может быть и только 12 В, и 24 В, а, возможно, ваша аппаратура более «всеядна» и пригодна для подключения к любому источнику напряжения от 12 В до 24 В, а иногда и до 36 В. Учтите, что ошибка в подключении угрожает как минимум сгоревшим предохранителем, а в худшем случае можно попросту лишиться довольно дорогостоящего устройства.

Используя новую радиостанцию со встроенным аккумулятором (переносную), стоит иметь в виду следующее. Правильно выполнив первые три раза цикл заряда/разряда металлгидридной аккумуляторной батареи, вы значительно увеличите срок ее эксплуатации. Выполните следующее: около суток полностью заряжайте батарею; потом сделайте полную разрядку,  до отключения; 12 ч – опять полная зарядка; еще одна полная разрядка; полная зарядка в течение 12 часов.

После этого металлгидридный аккумулятор готов к работе. Заряжать такой аккумулятор лучше после полной разрядки и, без перерыва, до полной зарядки. Если на вашей радиостанции стоит более дорогой литий-ионный аккумулятор, эта процедура ему не нужна. Еще одно достоинство таких батарей – более быстрая зарядка. Никогда не включайте радиостанцию на передачу при отключенной антенне.

003

Антенна – это не просто проволока, воткнутая в соответствующий разъем. Это функциональное звено приемо-передатчика, настроенное на излучение в эфир сигнала определенной частоты и мощности. При отключении антенны или при работе с неподходящей антенной выходной каскад передатчика может быть перегружен нерассеянной энергией, что может его серьезно повредить.

При работе станции на передачу потребление ею энергии максимально. Но на большинстве радиостанций предусмотрено переключение мощности передатчика – или посредством настроек, или с помощью кнопочного переключателя. Если позволяют условия радиообмена, понижайте мощность вашего передатчика до уровня, которого достаточно для удовлетворительной связи.

Работа с большой выходной мощностью увеличивает энергопотребление радиостанции и может создавать помехи другим корреспондентам. Понизив мощность, вы сэкономите заряд батареи, что особенно существенно для мобильных раций, и не будете мешать другим операторам, работающим на этом канале. По возможности следует использовать самую малую мощность передатчика.

004

007

Обычно рядом с ручкой громкости рации находится ручка управления шумоподавлением. Эта функция имеется, вероятно, во всех доступных нам радиостанциях. Принцип работы системы шумоподавления в том, что она не пропускает сигналы, уровень которых ниже, чем некоторый устанавливаемый нами порог – уровень шумоподавления.

Шумоподавитель обрабатывает приходящий сигнал, блокируя бесчисленное количество шумов, приходящих в приемник из эфира и рождающихся в нем самом. В результате, при отсутствии сигнала рация молчит, а когда появляется сильный сигнал – система пропускает его на прием, и мы слышим другую радиостанцию. Таким образом радиоприем при достаточной мощности сигнала другого корреспондента становится более комфортным.

Однако, если сигнал нужной нам радиостанции слабый (например, из-за дальности), он может оказаться ниже установленного уровня шумоподавления и будет блокироваться наряду с помехами. Чтобы избежать этого и услышать слабый сигнал, пусть даже сквозь треск и шипение, следует уменьшить или полностью отключить шумоподавление.

Обычно шумоподавление настраивают следующим образом: полностью открывают до громкой слышимости атмосферного шума и медленно закрывают до положения, когда шумы становятся чуть слышными или перестают раздражать. Разобравшись с органами управления радиостанции, включаем ее. Но прежде, чем начинать передачу, прослушайте эфир, убедитесь, что не помешаете радиообмену, ведущемуся на выбранном канале.

005

006

А нажав тангенту и включив рацию на передачу, не торопитесь начинать говорить, отсчитайте про себя до двух и, держа микрофон на достаточном расстоянии, начинайте вызов. Кстати, в некоторых станциях предусмотрена регулировка чувствительности микрофона.

Настройте ее так, чтобы микрофон уверенно срабатывал при расстоянии примерно 3–5 см от губ (в случае с головной гарнитурой микрофон на гибком кронштейне обычно располагают практически вплотную к ним) – это улучшит качество связи, поскольку отфильтруются всякие посторонние шумы – например, от работающего мотора, и останется только чистая речь.

Имейте в виду, что при симплексной радиосвязи (т.е. когда корреспондентам приходится включать передачу по очереди) при одновременном нажатии двоих и более участников связи на тангенту вызова на одном и том же канале сообщения в эфир не проходят вообще. Придется повторить кое-что из упоминавшегося ранее, но это существенно для правильного ведения радиообмена.

Мы говорим в первую очередь о радиосвязи на УКВ-диапазонах, использующихся морской подвижной связью (МПС) и для связи на внутренних водных путях (ВВП). Необходимо помнить о том, что радиосвязь на этих частотах является по сути служебной и должна служить главной задаче – обеспечению безопасности плавания и оказанию скорейшей помощи при бедствии.

Это накладывает определенные ограничения на переговоры, ведущиеся с помощью «речных» и «морских» радиостанций. В отличие от них, общение на «гражданском диапазоне» «Cи-Би» (CB, Citizen’s Band – 27 МГц) и «любительском» (LPD – 430 МГц) регламентировано значительно меньше. Но, во-первых, мы говорим об использовании радиосвязи на судне, а во-вторых – если вы умеете вести радиообмен на «речном» и «морском» каналах, то общение на СВ и LPD не вызовет у вас затруднений.

b008

Итак, вызываем интересующую нас станцию. Порядок и последовательность в работе радиостанций состоит из установления связи (вызов на связь, ответ на вызов), обмена сигналами о проведении радиообмена, ведения радиообмена и его окончания. Стараемся, чтобы вызов был по возможности коротким, не более полуминуты. При плохих условиях для радиообмена вызов и ответ на вызов могут быть повторены 2-3 раза. Если вызываемая станция не отвечает, вызов может быть повторен через две минуты. Если установить связь опять не удалось, вызов может быть повторен через 10 минут.

Связь считается установленной, если вызывающая станция получила ответ на вызов. Если вы приняли вызов, но не уверены в том, что этот вызов предназначен вам, вы не должны отвечать на него до тех пор, пока вызов не будет повторен и понят. Ответ на вызов дается немедленно после того, как вызов принят. Если вызываемая радиостанция занята, то она вместе с ответом сообщает об этом вызывающей радиостанции, указав приблизительно срок ожидания или очередность своего вызова, либо новое время для связи.

Если вызов производился на канале безопасности, после установления связи радиостанции по взаимной договоренности переходят на рабочий канал. Не затягивайте диалог, т.е. чаще переключайтесь с перечи на прием. Опытные радисты при радиообмене придерживались соотношения времени передачи к времени приема во время разговора как один к трем. В конце сеанса связи звучит фраза «Конец связи».

Обычно первым эту фразу произносит тот, кто инициировал связь.  При радиообмене следует оперировать наиболее простыми, четкими и однозначными, по возможности, не слишком длинными, фразами. При плохой связи первым делом передавайте наиболее важные сообщения. Если требуется подтверждение о получении информации, в конце сообщения задают вопрос: «Как понял?».

009

На это собеседник должен ответить «Принято!», или «Понял!», или «Не принял, прошу повторить!». Названия при наличии помех можно передавать по буквам. Радиопереговоры, ведущиеся по судовой радиостанции, должны содержать только информацию, разрешенную для передачи по открытым радиоканалам.

Запрещается, в частности:

– передавать ложные или вводящие в заблуждение сигналы бедствия, срочности и безопасности;

– вести несанкционированные передачи на международных частотах бедствия и вызова;

– передавать сведения, составляющие служебную или государственную тайну;

– вести передачи, способные создать вредные помехи работе других станций или радиослужб;

– использовать произвольные коды и сокращения;

– вести передачи на неразрешенных частотах или неразрешенными типами колебаний;

– вести передачи с ложными или вводящими в заблуждение позывными, а также передачи без позывных.

Нарушения при пользовании радиосвязью могут приводить к самым разным последствиям, от создания помех связи до угрозы столкновения судов. Например, в 2008 году радиохулиган, известный под кличкой «Филиппинская обезьяна», едва не спровоцировал вооруженный конфликт между кораблями США и Ирана в Ормузском проливе.

В российских водах за нарушение правил ведения радиообмена, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, статьи 13.3., 13.4., предусмотрена административная ответственность – вплоть до конфискации радиостанции.

Евгений Курганов.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №237.

Реклама

16.01.2016 - Posted by | Навигация | , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

Budget Android Phones

Discover the best cheap smartphones

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: