Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Этот удивительный Ханко.

00-00333

Не будет сильным преувеличением, если пафосно сказать, что для истории российского морского флота небольшой полуостров Ханко является самым священным местом. Ведь именно здесь 27 июля 1714 года Петр I прорубил окно в Европу, впервые одержав внушительную победу на море над всесильными тогда шведами.

Эта битва известна нам как Гангутское сражение, ведь по-шведски полуостров Ханко называется Хангё уд, и Петр произносил и писал – Ангут или Гангут. В этом году исполняется ровно 300 лет со дня славной даты, и на Ханко собираются с большими фанфарами отметить знаменательное событие своей бывшей метрополии.

Впрочем, не только данная историческая дата и связанные с ней достопримечательности, но и весь 35-километровый полуостров (самая узкая часть – 2 км, самая широкая – 8 км) представляет собой феерический и сказочный коктейль. Пожалуй, такого удивительного места уже нигде не найдешь в стране Суоми.

Здесь есть прекрасные песчаные пляжи (из 130 км береговой линии 30 – чистейший песок и сосны), первоклассные рестораны, виллы, оставшиеся от российской знати, современный морской порт, несколько удобнейших марин и самый взаправдашний велосипедный завод. Helkama – единственное предприятие, оставшееся из этой отрасли в Финляндии.  Так что не удивляйтесь, оказывается, и в наши дни еще можно найти надежного двухколесного друга со скромной шильдой «made in Finland».

001Мое знакомство с Ханко начинается в Хельсинки, на автобусе отсюда не более двух часов по хорошей дороге. Наш гид – водитель Александр Ищенко – знает об этих местах практически все. И признаюсь честно, без такого гида эта трасса будет обычным асфальтом, ведь толкового русскоязычного путеводителя по данным широтам пока еще не существует, а финны не особенно склонны к громкому возвеличиванию своего исторического прошлого.

От столицы страны до Ханко идет дорога №51, и сразу за Эспоо вы попадаете на бывшую землю советской военно-морской базы Порккала. Территория площадью 1000 км2   после подписания мирного договора с Финляндией (09.09.1944) была передана в аренду СССР на 50 лет, но просуществовала лишь до конца января 1956. Здесь рассыпано целое созвездие достопримечательностей, на осмотр которых потребуется как минимум целый день (www.porkkala.net).

Затем вас ждет встреча с окрестностями Расеборга, в первую очередь известного по имени одноименного замка, неплохо сохранившегося со времен рыцарских хитросплетений 14 века. Тут же расположена деревня Fiskars, где в начале 17 века и была основана всемирно знаменитая компания.

Ну и, конечно же, Расеборг славится морским архипелагом, который несколько раз посещал Александр III с супругой Марией Федоровной (урожденной датской принцессой Дагмар). На берегу легко найти источник, названный в ее честь. Есть там и гранитная стела, на которой высечены даты посещения сказочного места российским императором.

002

Прямо на трассе (теперь это уже дорога №25), в самой горловине полуострова Ханко можно почтить память советских солдат, погибших здесь в 1940–1941 годах. После Зимней войны (1939–1940), согласно мирному договору от 13.03.1940, весь полуостров был передан СССР в аренду на 30 лет.

Гарнизон просуществовал только до зимы 1941, но внушительный памятный комплекс погибшим воинам, возведенный в 1960 году, считается самым красивым советским военным памятником за рубежами России. Если все вышепоименованные достопримечательности вы еще как-то самостоятельно найдете (потеряв при этом уйму времени), то вот могучий железный крест майору Дергачеву, убитому в окрестностях злобными англичанами в 1854 году, без профессионального гида увидеть не удастся.

История города Ханко Еще в середине 13 века в датских лоциях, сделанных во время правления короля Вольдемара II, бухта Ханко упоминалась как удобное укрытие для корабельной стоянки на пути из Блекинге в Ревель. Шведы владели стратегически важным местом, что естественным образом разделяет воды Ботнического и Финского заливов, более 600 лет.

003

И конкретно здесь проходил путь из варяг в греки. После вхождения Финляндского княжества в состав России Ханко рассматривался и строился как внешний порт Санкт-Петербурга и аристократический курорт (первая спа-вилла была построена еще в 1879 году). Хотя статус города он приобрел лишь в 1874 году. Спасаясь от безработицы и призыва в российскую армию, именно из Ханко в Америку за период с 1880 по 1930 год выехало четыреста тысяч человек.

Жителем Ханко числился и Карл Маннергейм (с 1919 по 1935), у него был небольшой остров и маленькое кафе «Четырех ветров», которое он приобрел в средине 1920 – х годов, дабы прекратить контрабандную активность под окнами собственного жилища (в Финляндии тогда действовал сухой закон).

В Ханко же Маннергейм развелся с Анастасией Араповой, когда в первый раз пытался баллотироваться на пост президента страны. Кроме всего названного, конечно же, Ханко – это знаменитая регата (ежегодно проходит 4–5 июля) и одноименная гостиница, открытая еще в 1900 году.

004

Есть в Ханко и небольшой исторический музей (www.hanko.fi), где в мае шли приготовления к празднованию юбилея Гангутского сражения. Центром экспозиции являлся бот Петра I из коллекции шведской королевской семьи. Судно было захвачено под Нарвой в 1700 году и впервые будет представлено широкой публике.

Все же эти сухие строки, наполненные фамилиями и цифрами, не передадут и сотой прелести впечатлений от увиденного своими глазами. Когда в полнейшей тишине глубоко вдыхаешь пронзительный морской воздух и в задумчивости глядишь за горизонт в надежде увидеть птицу счастья. В Ханко почему-то кажется, что она обязательно прилетит!

Все флаги – в гости к нам.

Мы живем в отеле Regatta (www. hotelregatta.fi), летом комнаты тут стоят по 140–150 евро за ночь, а в остальное время года – 80–90. Цена весьма скромная, если судить по уровню сервиса, размерам комнат и видам из громадных окон. Отель расположен в трех минутах ходьбы от городской марины, где сейчас есть более 250 лодочных мест и стоянка 7-метрового борта обходится в 170 евро в год.

005

Практически бок в бок к ней примыкает «Восточная марина». Нo это уже частная структура, объединившая средства 180 дольщиков. Сейчас у этих ребят 430 стояночных  (есть даже бонн, рассчитанный на 37 стофутовых яхт), а к 2015 году количество мест у «восточников» достигнет 700! Ежегодно в Ханко заходит более 8000 иногородних судов, и в маринах в буквальном смысле не протолкнуться. Поэтому в самой юго- восточной оконечности Финляндии это весьма и весьма серьезный бизнес.

Суточная стоянка стоит 22–23 евро (сюда входит электричество и сауна на берегу), а собственное место можно продать за 15–80 тысяч евро (в зависимости от длины и ширины корпуса). Государству «Восточная марина» платит 40 000 евро в год за аренду воды и островка, где расположен небольшой ресторанчик и малорослые хозяйственные постройки.

Для полноты картины добавлю, что в северной части города (это приблизительно 10 минут езды от главной марины) есть еще одна бухта с бонами на 150 бортов. И это в городе, где нынче проживает чуть более 9000 человек! «У нас вокруг вода и ветер, – задумчиво говорит Юрье Янштедт, бывший командор самого старого финского клуба (как вы, наверное, догадались, это клуб Ханко, что был образован и одобрен флот-министром во времена правления Николая II в 1906 году).

– Все здесь умеют ловить рыбу или управляться с парусом. Правда, исторически местные жители использовали для промысла безкилевые парусные боты. Такие лодки до сих пор популярны в здешних местах. А вот первые настоящие спортсмены появились в Ханко в конце 19 века, ведь мы находимся практически на полпути от Стокгольма, Таллина или Выборга.

006

Вот почему яхтсмены и решили побиться об заклад, кто же первый оберется о мыса Уддскатан (Uddskatan, самая юго-западная материковая точка страны). Гонки начали проходить с 1907 года, в официальном международном формате с 1919, а непрерывно – с 1945. Ежегодно в них принимает участие много наших соотечественников. Регата Ханко – это больше чем спорт, это всегда праздник!»

Вокруг Ханко – море.

Иоким Розвалл, капитан небольшого прогулочного судна (www.sunfun.fi), крепко пожимает руки входящим на борт. Как у настоящего морского волка, уже в начале мая его лицо крепко забронзовело, почти как у индейцев из жаркого американского штата Аризона. «Идем со скоростью 15 узлов, – говорит Иоким на хорошем английском, – в принципе на «370 лошадях» могу выжать и 26, но моей Volva Penta уже четверть века, и при больших нагрузках движок гонит масло.

Наверное, пора делать капитальный ремонт!» Мы обходим несколько островов, прилегающих к мысу Уддскатан – Густавсвярн, Густав Адольф, Мейерфельт. Где-то сохранились остатки шведских военных укреплений, где-то стоят действующие маяки. Среди островов особенно известен Руссарё со знаменитым маяком, там же расположена военная база финской армии (можно заказать экскурсию).

007

Здешняя батарея была возведена нашими соотечественниками в 1915 году. Потом ее укрепляли финны, затем в 1940–1941 годы советские войска. Про пушки и залпы нам деловито рассказывает Пекка Сильваст – местный историк (а в прошлом береговой артиллерист, капитан финской армии), причем делает это настолько убедительно, что, кажется, он сам еще вчера поджигал фитиль у лафета пушки или внимательно глядел на вражеские позиции в артиллерийскую буссоль.

Не поверить Пекке трудно, ведь у него на груди болтается брелок российского морпеха с конкретной надписью – «черная смерть». Делаем короткую передышку у островка со странным названием Щучья кишка (Hauensuoli). По рассказам Саши Ищенко, неподалеку на глубине 10–15 м затоплено несколько кораблей петровской и средневековой эпох.

Видимость здесь иногда достигает 12 м, что очень хорошо для путешественников-аквалангистов. Саша – инструктор по дайвингу, и сам много полазил по ханковским «врекам». «Истории в водах вокруг Ханко больше, чем в любом учебнике! – вступает в разговор Илкка Линнакко.

008

0011

– Кто бы мог подумать, что совсем неподалеку от места битвы в заливе Риилахти (так финны называют Гангутское сражение) с разницей в год на мели будут сидеть Николай II (11.09.1907) и Иосиф Сталин (20.04.1906). Правда, наш последний царь путешествовал на собственной яхте, а вот советский правитель следовал в Стокгольм на очередное партийное сборище на судне с лошадьми.

Оба крушения произошли по одной и той же причине – в начале 20 века все местные лоции стали переводить на кириллицу, что было совсем неадекватно оценено ханковскими мореходами». Наша короткая морская прогулка заканчивается в кафе Pа Kroken («На крючке», http://www.seafood.fi), принадлежащем Магнусу и Светлане Экстрем. Меню тут в первую очередь морское и основано на местных дарах и рецептах – моллюсках, креветках и рыбе.

009

0010

Вкусно и сытно – несмотря на будний день, кафе забито под завязку. Магнус сам рыбак, и не насладиться его красочными рассказами просто невозможно – будь то исчезнувший в последние годы атлантический лосось или эксклюзивное вино. Как я уже оговорился выше, рестораны Ханко сразили нас просто наповал – и Origo (restaurant-origo.com), и Makasiini (makasiini.fi).

Владелец последнего – швейцарец Кай Кничтер кроме основного здания на набережной еще содержит кафе «Четырех ветров», где практически полностью сохранен интерьер, приданный бывшему притону контрабандистов еще Маннергеймом. Вплоть до коньяка собственного бутилирования в соответствующей области Франции.

Хотя в меню есть некоторые изменения – по мнению Никсу, в первой трети прошлого века здешняя кухня была лишена всяческих фантазий. С этим трудно поспорить, как нельзя не согласиться и с тем, что атмосфера Ханко настолько пьянит и будоражит душу, что на ум вдруг приходят самые сокровенные, а порою и взбалмошные мысли…

Андрей Великанов.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №250.

 

Реклама

11.01.2016 - Posted by | Путешествия. | , , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

Budget Android Phones

Discover the best cheap smartphones

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: