Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Жизнь под парусом.

23-00-00

Один из первых российских яхтсменов Николай Алексеевич Векшин добился международного признания на IX Олимпийских играх 1928 г., выступая под флагом независимой Эстонии. Последний факт не мешает причислять Николая Векшина к нашим соотечественникам.

Не следует забывать, что первые тридцать лет его жизни прошли в едином пространстве Российской империи, среднее и высшее образование, первые уроки мастерства Николай получил в Санкт-Петербурге, и только трагические события 1917-го не позволили ему сохранить российское подданство.

Отец Николая, успешный предприниматель и известный благотворитель, потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга Алексей Львович Векшин, занимал видное положение в деловых и меценатских кругах города. Мать, Васса Павловна, была дочерью известного сибирского золотопромышленника.

Николай родился 23 мая 1887 г. в курортном эстонском городе Хаапсалу (Гапсаль), где незадолго до его рождения семья приобрела небольшой дачный участок на берегу моря. Вместе с Николаем в семье росли два его младших брата: Владимир и Григорий. Безусловно, близость моря имела определяющее значение в увлечениях братьев Векшиных.

001

Среднее образование Николай получил в знаменитой петербургской гимназии Карла Мая, полный курс которой он окончил в 1906 г. со средним баллом 4.1 и отличной аттестацией: «Поведение его вообще было отличное, исправность в посещении и приготовлении уроков вполне достаточная, прилежание вполне достаточное и любознательность по всем предметам достаточная» [1].

Практически одновременно с Николаем школу Карла Мая посещали и два его младших брата. Имена Владимира и Григория Векшиных запечатлены в истории школы благодаря их активному участию в создании кружка «Общество любителей авиационного спорта» [2]. Видимо, тяга к спорту и риску входили в число семейных традиций братьев Векшиных.

В 1910 г. в журнале «Огонек» была опубликована фотография юношигимназиста в длиннополой шинели, выполняющего отважный полет на хрупком планере собственного изготовления. Подпись под фотографией гласила: «Увлечение авиацией охватило и старых, и малых. В Гапсале ученик петербургской частной гимназии К. Мая, 15-летний Г. Векшин, с помощью товарищей И. Фельдгупа и Г. Серка ухитрился собственными силами построить планер типа Вуазена, на котором совершил ряд удачных полетов» [3].

002

004

Николай одно время тоже увлекался авиацией, но окончательный свой выбор сделал в пользу моря. Уже в 1905 г. он начал публиковаться в журнале «Рулевой», где его заметки появлялись вплоть до 1914 г. На Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме был запасным участником команды яхтсменов России. В том же году стал коммодором Петербургского студенческого яхт-клуба.

В 1913 г. получил титул чемпиона России по парусному спорту. Сразу после окончания школы Николай поступил на механическое отделение Технологического института Николая I [4], которое окончил лишь в 1916 г. Десятилетнее пребывание в стенах высшего учебного заведения, вероятно, объясняется тремя причинами – увлечением яхтенным спортом, женитьбой на Алиде Акселевне Серк и рождением сына Николая.

По неподтвержденным сведениям в период 1917–1920 гг. Николай принимал участие в Белом движении, сражался в армии Юденича и в 1920 г. остался в буржуазной Эстонии. В 1925–1941 гг. работал инженером-технологом в эстонских фирмах Baltic и АО «Северная целлюлозно-бумажная фабрика».

003

Занятия парусным спортом остались главным увлечением Николая. Большую часть времени он проводил в подготовке к соревнованиям и на регатах. Главный акционер и председатель правления фабрики Эмиль Фалле сам был опытным яхтсменом и одним из крупнейших спонсоров Эстонского морского яхт-клуба (он подарил клубу три яхты). До 1940 г.

Николай Векшин был членом правления яхт-клуба. К 1927 г. он имел 26 призов за участие в гонках, 14 из них – за первое место. Свидетельством этому может служить и фотография с памятной записью от друзей по команде: «На память дорогому Николаю Алексеевичу о совместных плаваниях в 1922–1923 гг. в Балтийском и Северном морях на Walhall’е».

Автор проекта яхты – немецкий конструктор Макс Эртц (1871–1929) – кораблестроитель, инженер, архитектор, позднее один из пионеров авиастроения – начинал свою карьеру в Финляндии и Санкт-Петербурге. Позднее основал свою фирму в Гамбурге. Макс Эртц сыграл ведущую роль в развитии яхтенного спорта в Германии, и его имя неразрывно связано с появлением и бурным развитием немецкой яхтенной индустрии в конце XIX и начале XX вв.

005

006

Он спроектировал и построил большое количество гоночных яхт и выполнил престижный заказ по проектированию яхты кайзера «Метеор». Другие известные проекты Макса Эртца – Aello, Firuz, Germania Nova, Senta. Для нас важно отметить, что карьера талантливого немецкого конструктора начиналась в Санкт-Петербурге, и вполне вероятно, что Николай Векшин знал его еще в начальный период своих занятий яхтенным спортом [6].

В 1928 г. Николай в составе сборной Эстонии принял участие в Девятых летних Олимпийских играх. Экипаж 6-метровой яхты «Тутти V» под руководством капитана яхты Николая Векшина занял третье место в классе 6mR в Олимпийской парусной регате, проходившей в Амстердаме 2–9 августа 1928 г.

Команда яхты состояла из пяти человек: Николая Векшина, Вильяма фон Вирена, Эберхарда Фогдта, Георга Фальмана, Андреаса Фальмана. По описанию газеты Postimeеs, олимпийские соревнования состояли из четырех предварительных и трех финальных заездов. Хотя во время предварительных заездов была плохая погода, команда Векшина вышла в финал третьей из двенадцати претендентов.

007

В первом заезде яхта «Тутти V» пришла первой, но в общем зачете норвежская яхта под командованием крон-принца Олафа (будущий король Норвегии Олаф V) была все-таки впереди. Во втором заезде удивила Дания, которая обошла Эстонию в общем зачете. По словам газеты Postimees, второй финальный заезд эстонцам не удался из-за усиливающегося ветра.

Конструктор яхты, талантливый финский архитектор Густаф Эстландер (1876–1930) был известен также как конструктор спортивных яхт и конькобежец. Выступал за сборную России на чемпионатах мира по конькобежному спорту в 1896 и 1898 гг. Был абсолютным победителем европейского первенства в 1898 г. в Гельсингфорсе (Россия), где выиграл все четыре дистанции.

Интересно отметить, что по действующим в то время законам медаль Олимпиады получили не только члены команды Tutti V, но и ее владелец Эмиль Фалле, который в 1928 г. купил за 10 тыс. крон яхту и назвал ее в честь дочери Гертруды (Тутти – ласкательное имя Гертруды). Кроме приобретения яхты, Эмиль Фалле скомплектовал команду из членов яхт-куба и покрыл все расходы на участие в Олимпийских играх.

008

009

В 2011 г. внук Эмиля, живущий в Германии, Свен Фалле торжественно передал олимпийскую медаль своего деда Союзу яхт-клубов Эстонии. В 1931 г. изменилось семейное положение Николая. Брак с Алидой Серк, оставшейся в Советской России, был разорван. Верной спутницей и помощницей Николая Векшина на всю оставшуюся жизнь стала Ванда Маестер (1903–1972).

В браке с ней родились две дочери – Кира-Вивиан в 1932 г. и Элизабет-Виктория в 1933 г. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, автор статьи имел возможность общения с дочерьми Николая Векшина. После долгой тяжбы по закону о реституции они смогли вернуть свой фамильный дом в Хаапсалу и во время нашей встречи поделились бесценными воспоминаниями и документами из фамильного архива.

Успешная карьера яхтсмена Векшина была прервана двойной оккупацией Эстонии – сначала советскими, а затем немецкими войсками. Во время войны Николай работал конструктором на машиностроительном заводе «Франц Крулль» [7]. Векшины жили в центре Таллина, рядом со знаменитой башней Кик-ин-де-Кёк. В марте 1944 г. во время бомбежки дом был разрушен, и семья переехала в дом при заводе.

0010

0011

После окончания Второй мировой войны Эстония вошла в состав Советского Союза. Николай Векшин успел в 1945 г. стать серебряным призером чемпионата СССР по парусному спорту и получить звание мастера спорта СССР. Неоднократно принимал участие в качестве судьи республиканской категории по парусному и буерному спорту.

По рассказам дочери, в 1949 г. Николай Векшин выехал в Москву на Всесоюзный президиум парусного спорта и там был арестован. По одной из версий – как бывший офицер Белой армии, по другой – за отказ участвовать в лондонской регате 1948 г. на яхте, экспроприированной у законного владельца.

На наш запрос в Красноярское отделение общества «Мемориал» мы получили следующую выписку из учетной карточки Норильлага: Векшин Николай Алексеевич, 1887 г.р., место рождения – Хаапсалу ЭССР, социальное положение – служащий; национальность – русский; гражданство – СССР; образование – высшее; партийность – б/п; местожительство на момент ареста – Москва, гостиница «Балчуг», ком. 41; профессия – инженер-технолог; осужден ОСО МГБ СССР 11.06.49 по ст. 58-10 на 10 лет; начало срока 30.11.48; в Норильск прибыл 22.07.49 из Москвы.

0012

0013

Николай Алексеевич Векшин скончался в лагере в Норильске 15 января 1951 г. Судьба остальных членов семьи Векшиных сложилась по-разному. Отец, Алексей Львович Векшин, умер в 1921 г. в ссылке в Барнауле. Мать, Васса Павловна Векшина, похоронена в 1928 г. на хаапсальском кладбище. Младший брат Григорий в 1915 г. погиб на фронте.

Второй брат, Владимир, получил образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, в 1916 г. окончил Николаевское кавалерийское училище, после революции участвовал в Белом движении, эмигрировал из России сначала в Эстонию, потом в США, прожил долгую и счастливую жизнь и окончил свой жизненный путь 28 марта 1958 г. в городе Спрингфилд, Массачусетс, США.

В общей сложности за свою спортивную биографию Николай Алексеевич Векшин участвовал более чем в 400 соревнованиях. Список его наград занял бы не одну страницу. В эстонском Морском музее на нескольких витринах упомянуто имя нашего соотечественника. Ему посвящены статьи в эстонской спортивной энциклопедии и в краеведческих журналах.

0014

0015

Судьба Векшина является ярким свидетельством бытия «утерянной» нами России, культуры, которую мы потеряли в пылу нового мироустройства. До недавнего времени для большинства наших соотечественников история отечественного яхтинга начиналась лишь в послевоенные годы, чем фактически нарушалась связь времен.

Только сейчас мы начинаем узнавать о более ранних достижениях, сведения о которых лежат глубоко в архивах и известны лишь немногим специалистам. Надеемся, что наша скромная работа послужит сигналом к возвращению славного имени одного из первых яхтсменов России и Эстонии в историю нашего спорта.

Приношу свою искреннюю благодарность моему наставнику и инициатору публикации Герману Сергеевичу Адрианову, члену Красноярского отделения общества «Мемориал» Алексею Бабию и нашим эстонским коллегам – неутомимой помощнице Наталье Лачиновой, доброжелательной члену правления Морского музея в Кясму г-же Трийн Сакс и председателю технической комиссии эстонского Союза яхт-клубов Арвету Тетсманну.

Мурат Валиев.

Литература.

  1. ЦГИА СПб. Ф.144. Оп.2. Д.129. Л.64.
  2. С.-Петербургская гимназия и реальное училище К. Мая в 1911–1912 учеб. году. CПб, 1913. С. 48.
  3. Гимназист-авиатор// Огонек. №34, 1910.
  4. ЦГИА СПб. Ф.492. Оп.2. Д.9069.
  5. Max Oertz // Classic Yacht Info. http://classicyachtinfo.com/designer/max-oertz
  6. Сергей Шамров. Барон Каульбарс и его «Перелом»// Тарпон 2(4), 2014. С. 54–57.
  7. Таллиннский городской архив. Д. TLA.1357.1.523.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №255.

Реклама

09.01.2016 - Posted by | Личность в мире яхтинга. | , , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

Budget Android Phones

Discover the best cheap smartphones

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: