Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Скрытый от глаз. Часть 2.

00 -0033

Когда быстроходный катерок ошвартовался  у пирса, я и не предполагал, какие чудеса мне доведется повидать. Цель поездки на остров Первомайский состояла в знакомстве с маяками. После неспешного чаепития хозяин предложил пройтись по острову. Первое открытие ожидало буквально в паре метров от места встречи. В центре прямоугольника, обрамленного поребриком и оградой из корабельных цепей, из земли торчал кусок клепаной стальной трубы более метра в диаметре, окрашенный шаровой краской.

В торце мемориала на кирпичном пилоне выделялась мраморная доска с надписью: «Воин! Поклонись своей истории. Перед Вами непобежденная территория революции 1905 г. – останки фок-мачты легендарного броненосца «Потемкин»». Я удивленно посмотрел на гида. «Да,  – ответил он, – это остаток мачты с  многострадального броненосца «Князь Потемкин Таврический», закончившего свой век на разделочной базе Комгосфонда в Севастополе».

Там чудеса…

В 1926 г. гидрографы обратились к командованию ЧФ с просьбой отдать им часть фок-мачты броненосца для использования в качестве заднего створного маяка. Просьбу удовлетворили. В 1957 г. ее заменили щитом, а отслужившую срок мачту распилили на части и предали в музеи Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда), Москвы, Севастополя, Николаева и Одессы как революционно-исторические реликвии.

Там они сейчас и находятся. В очерке «Загадки белой ладьи» («Морской флот» №1/2, 2010) я рассказал о последних годах жизни Михаила Ставраки, руководившего расстрелом на пустынном острове Березань своего однокашника Петра Шмидта и его товарищей. Тогда я даже не мог и предполагать, что в мае 2013 г. мне доведется побывать на Березани у подножья мемориальной стелы, установленной на месте расстрела 6 марта 1906 г. революционных мятежников, а на острове Первомайский увидеть каземат, в котором Петр Шмидт содержался последние месяцы перед исполнением приговора.

002

Обогнув ажурный щит заднего створного знака, мы оказались в начале аллеи, ограниченной слева заслоном высоких тополей и акаций, справа сплошными строениями  бетонных казематов. И вот тут я и увидел тот самый каземат. Как пояснил гид, в советские времена в нем находился небольшой музей, воспроизводящий обстановку последних дней пребывания в нем руководителя восстания Петра Петровича Шмидта. Сейчас он пуст. Оценка роли и личности Петра Шмидта в ноябрьском восстании 1905 г. на  крейсере «Очаков» представляет пеструю палитру мнений.

Здесь не место их анализировать. Я лишь выскажу свое восприятие. Во-первых, для меня было откровением само существование на Первомайском острове этого каземата. Во-вторых, ощущение от его посещения осталось жутковатое. Узкий сводчатый коридор, толстые серые стены в подтеках, запах плесени и холод преисподней осязаемо давили своей безысходностью, и хотелось поскорей вырваться из этого мрака на залитую солнцем улицу.

Подобные ощущения испытывала и молодая особа Зинаида Ризберг, впервые переступившая этот порог в январский день 1906 г. Судьба свела 38-летнего лейтенанта флота Петра Шмидта и 26-летнюю Зинаиду Ризберг 22 июля 1905 г. в поезде Киев – Одесса, отпустив на знакомство сорок минут. Все это время они обменивались ничего незначащими фразами и друг о друге узнали лишь имена и отчества, да что оба разведены в первом браке.

001

Потом были письма: трепетные, возвышенные, пространные от Петра, сдержанные, рассудочные, ласковые от Зинаиды. Потом восстание, арест и вторая очная встреча в сыром каменном каземате острова. Вид арестанта ошеломил светскую даму: перед ней стоял седой, изможденный человек, обреченный на смерть. Потом были почти ежедневные встречи под зорким оком часовых.

Вот как описывает все происходившее в своих воспоминаниях Зинаида Ризберг:

«…Два жандарма уселись у двери на табуретках, а я, Шмидт и ротмистр прошли вглубь каземата и уселись за стол. Воздух был затхлый, сырой, тяжелый… Я почти каждый день, а то через день отправлялась в компании жандармов на катере к Петру Петровичу. Свидание продолжалось 15—20 минут, иногда час (если у острова задерживался катер)… Уезжая из каземата в этот день (очевидно, 20–22 января 1906  г. – прим. авт.), я не думала, что это было мое последнее свидание на острове.

Дня через два стало известно, что произведено покушение на адмирала Чухнина в Севастополе и в связи с этим прекращены мои свидания со Шмидтом. Тяжелые, томительные начались для меня дни…» [1].

Последний раз они увиделись в Очаковской тюрьме, после вынесения приговора мятежникам, а 20 февраля 1906 г. присяжный поверенный  Белавинский уже на палубе парохода, увозившего Ризберг в Севастополь, передал Зинаиде последнее письмо мятежного лейтенанта. Вот оно.

«20 февраля 1906 г. Транспорт «Прут».

003

006

Прощай!  Сегодня принял приговор в окончательной форме, вероятно, до казни осталось дней 7–8. Спасибо тебе, что приехала облегчить мои последние дни. Живи. Забудь тяжелые дни и люби жизнь по-прежнему. Не жди приговора в России, поезжай в Испанию, там рассеешься, из газет все равно узнаешь, когда совершат казнь.

Я совершенно счастлив и покоен. В моем деле было много ошибок и беспорядочности, но моя смерть все довершит, и тогда, увенчанное казнью, мое дело станет безупречным и совершенным. Живи для людей, они везде есть. Будь счастлива…» [2].

Так закончился семимесячный «почтовый роман» бунтаря Петра Петровича Шмидта (1867–1906), расстрелянного на острове Березань, и светской дамы Зинаиды (Иды) Ивановны Ризнич – Ризберг — Русецкой (1879 – 1964), похороненной на московском Ваганьковском кладбище. На сохранившемся надгробии имеется надпись: «Здесь покоится прах З. И. Русецкой — Ризберг – друга лейтенанта П. П. Шмидта, героя революции 1905 года» [3].

Говорят, что много лет на ее столике стоял портрет Петра Шмидта, написанный вторым мужем профессором В. А. Русецким… Завершая рассказ о Шмидте, хочу познакомить читателя с последним рисунком этого неординарного человека, поразившим меня  графической точностью изображения Первомайского острова, нарисованного на транспорте «Прут» за пять дней до казни.

Но открытия на этом не закончились. В других казематах, таких же сырых и неуютных, я увидел удивительные настенные росписи, сделанные   кистью безвестного талантливого любителя живописи. В одном из них, вероятно служившем  войсковой часовней, потолочный плафон и стены  были расписаны библейскими сюжетами: поклонение волхвов, хождение Иисуса Христа по водам, Вознесение  Господне.

004

В нише слева изображен покровитель моряков, путешественников и несправедливо осужденных Святой Николай, справа православный креститель Руси равноапостольный князь Святой Владимир.  В другом каземате, служившим некогда комнатой отдыха, на стенах изображены фантастические сюжеты на тему борьбы боевых пловцов с обитателями подводного мира.

Маяки Первомайского.

Для указания ночью положения острова, по просьбе капитанов в 1876 г. на северной оконечности установили небольшой маяк, но этого оказалось недостаточно. Аварии продолжались. Тогда командир Черноморского флота и портов адмирал М. П. Манганари, проконсультировавшись с парижской фирмой А. Лепота, разработал четкие требования к конструкции и способу доставки и монтажа маяков.

В первых числах ноября 1882 г. французская фирма заказ выполнила. Из Парижа через Антверпен и Одессу на пароходе «James Barber» две железные башни были отправлены в Николаев. Но 12 ноября во время тумана «James Barber» потерпел крушение близ Одессы и затонул. Весь груз безвозвратно погиб.

005

Только благодаря дальновидности Манганари, настоявшего на страховке груза, денежные потери оказались незначительными, а вот сроки строительства маяков пришлось сдвинуть на год, пока в 1883 г. в Николаев не доставили новые башни. Створ начал действовать 21 августа 1884 г. Лоция Черного и Азовского морей 1892 г. позволяет нам представить, как выглядели эти маяки: «Маячные башни железные решетчатые, красного цвета.

Осветительные аппараты преломляющие 4-го разряда. Огни маяков постоянные, красные. Высота огней: дальнего 63 фута от уровня лимана, ближнего 45 футов. Математический горизонт: дальнего 9 миль, ближнего 7.7 мили… Расстояние между маячными башнями 48 саженей, направление створа NW и SO 86°24’. Створ этот совместно со створами Викторовским, Кинбурнским и Аджигольским служит для безопасного плавания… в западной части лимана.

На нижнем маяке установлен колокол, в который звонят во время тумана, метели и мглы…» [4]. В октябре 1920 г. бежавшие под натиском советской армии интервенты уничтожили маячные башни. Новый нижний (передний) маяк заложили в 1925 г., построили в 1926-м. Он представлял 12.2-метровую башню, состоящую из двух частей: верхней – круглой трубы длиной 5.9 м – и нижней –  прямоугольного железобетонного параллелепипеда.

Труба внутренним диаметром 2 м собрана впотай из чугунных профилированных фрагментов толщиной 2.5 мм, скрепленных болтовыми соединениями. Наверху площадка, в центре которой установлен фонарный отсек из листового металла с конической крышей высотой 2.15 м. Он разделен на глухую круглую нижнюю и частично застекленную восьмигранную верхнюю части.

007

Внутри на высокой тумбе размещался преломляющий осветительный аппарат 4-го разряда с ацетиленовой горелкой. Для дневного наблюдения и обслуживания стекол фонаря устроена легкая наружная восьмигранная галерея, обнесенная перилами. Внутренний объем башни разделен на три отсека двумя перекрытиями из рубчатого железа, соединенных через входные люки литой ажурной чугунной лестницей, приклепанной к внутренней поверхности корпуса трубы.

Все сооружение покоится на квадратном железобетонном основании высотой 4.6 м. Параллелепипед представляет своеобразный колодец размером 2х2 м, с толщиной стен около полуметра и использовался как служебное помещение. Как сказано в «Карточке-формуляре», чугунный маяк «установлен в 1926 г. на северо-западной оконечности острова Первомайский в 2 м над уровнем моря на расстоянии 0.1 кб от уреза воды.

Освещает направление оси створа 272°3–92°3 красным постоянным огнем  на дальность 5 миль» [5]. Маяк постройки 1926 г. сохранился до наших дней. Во время обороны острова в августе–сентябре 1941 г. створные маяки пострадали незначительно. После захвата острова фашисты использовали передний маяк днем как наблюдательный пост, а ночью как ориентир своим кораблям.

Действовал ли задний маяк, не известно. Возможно, он служил только дневным ориентиром. После войны башни, побитые осколками снарядов, отремонтировали, и они продолжили свою маячную службу. В ноябре 1955 г., как сообщает Формулярная карточка, «введен в строй вновь построенный задний маяк – металлическая ажурная ферма на бетонном основании с фонарем на вершине. На стороне фермы, обращенной к линии створа черный прямоугольный щит с белой вертикальной полосой посредине» [6].

008

Высота знака от основания 21 м. Установленный на вершине башни осветительный аппарат 4-го разряда с ацетиленовой горелкой зеленым (от 269° до 276°), красным (от 351° до 7°) и белым (от 10°до 82°) огнями освещает пятимильное морское пространство.

Днепро-Лиманские створные маяки острова Первомайский, как и в пору своего зарождения, бдительно несут свою бессменную вахту, предупреждая суда об опасности и указывая им верный путь в лабиринте морских днепровских дорог в порты Херсона, Очакова и Николаева.

Литература.

  1. Коган С. Последняя любовь лейтенанта Шмидта. http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?id=31571
  2. Письма лейтенанта Шмидта // Российская газета – Неделя от 25.02.2006. http://www.rg.ru/2006/02/25/lejtenant.html
  3. Ваганьковский некрополь. М. : ТОО «Ледал, АДП, Лимитед», 1994. С. 33.
  4. Лоция Черного и Азовского морей. Николаев: изд. Дирекции маяков и лоций Черного и Азовского морей, 1892.
  5. Формуляр-карточка навигационного освещаемого Днепровско-Лиманского створа. Передний знак.
  6. Формуляр-карточка навигационного освещаемого Днепровско-Лиманского створа. Задний знак.

Сергей Аксентьев.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №256.

01.12.2015 - Posted by | Навигационные маяки. | , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: