Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Швертбот для детской постройки.

002

От желающих совершить прогулку под парусами по Телецкому озеру никогда не было отбоя – и при этом в акватории такого крупного алтайского озера (площадь 223 км2 ) до сих пор базируются всего несколько яхт. В последние годы ситуация, наконец, стала сдвигаться с мертвой точки.

В 2005 г. поднял паруса швертбот «Валькирия» – первая крейсерская яхта (проект «Скат»), построенная в Республике Алтай. В 2009 г. воду увидела шхуна «Касатка» (Александр Глебов, «КиЯ» №250). Появление парусов на озере – не случайность.

2001 г. Региональной общественной организацией «Клуб «Хранители озера» была разработана программа «Алые паруса– детям» с целью использования парусного спорта и туризма для экологического воспитания и реабилитации детей Республики Алтай.

В 2002 г. при финансовой поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Горно-Алтайске было построено три швертбота детского класса «Оптимист», а с 2002 по 2009 гг. помимо «Валькирии» и «Касатки» было построено восемь спортивно тренировочных швертботов, близких к международным детско-юношеским классам «Оптимист» и «Лазер».

В Горно-Алтайской школе искусств «Адамант» с 2009 г. начала работу мастерская маломерного парусного судостроения. Клубы «Хранители озера» и «Алые паруса» передали мастерской три маленькие парусные лодки. Это самодельные швертботы длиной 2.5 м; они показали хорошие ходовые качества, однако со временем поддерживать их в исправном состоянии становилось все трудней.

001

Пришло время строить новые парусники. Какой должна быть новая лодка? Она предназначена для овладения основами проектирования маломерного парусного судна для последующего строительства в мастерской и эксплуатации во время летних экспедиций. Поэтому она должна быть несложной в изготовлении, легкой в управлении и безопасной в плавании, поскольку на озере ветер разводит волнение в считанные минуты; должна быть непотопляемой и легко восстанавливаемой на прямой киль.

Лодка должна иметь малую осадку для подхода вплотную к берегу. Во время соревнований швертботом управлет один рулевой, а на прогулку можно отправляться вдвоем. По сравнению с «Оптимистами» лодка должна развивать большую скорость. Должно быть предусмотрено место для хранения судового имущества и личных вещей экипажа. Наконец, новая лодка должна быть просто симпатичной!

Один из основных способов проектирования судов – по прототипу, с использованием хорошо себя показавшего образца с близкими характеристиками. Швертботы, спроектированные в Горно-Алтайске в 2001 г. имели длину 2.5 м, ширину 1.3 м, площадь паруса 3.5 м2 .

Остроскулый корпус снабжен носовым транцем, который позволяет носу швертбота не врезаться в волну, а подвсплывать на ней. Швертбот имеет палубу в носу, сквозь которую проходит мачта. Шпринтовый парус принят по проекту детских швертботов международного класса «Оптимист».

003

Он имеет форму трапеции и растягивается по диагонали шпринтом, снизу – гиком. Запас аварийной плавучести расположен под центральной поперечной банкой. Несмотря на хорошие мореходные качества для своего размера, швертбот имеет и недостатки. Главный из них – неправильное размещение запаса плавучести.

При перевороте лодку трудно восстановить в нормальное положение. Отсутствуют места для экипажа. Рулевому приходится сидеть на днище либо на борту. Шпринтовый парус, простой в управлении, имеет низкую мачту и не отличается высоким аэродинамическим качеством. Лодки с носовым транцем уступают в эстетичности остроносым судам.

В последние годы для обучения детей и парусных гонок распространение получил финский пластмассовый швертбот Zoom-8 («КиЯ» №168, 1999 г. ). Он имеет широкий корпус с заостренным носом, круглоскулые обводы, длину 2.65 м и площадь треугольного бермудского паруса 4.8 м2. Просторный кокпит позволяет отправиться в плавание вдвоем.

Предлагаемый швертбот построен на основе геометрии корпуса Zoom-8, но с учетом постройки из листовых материалов. Учебно-тренировочный по назначению, он служит для обучения детей навыкам строительства малых судов и управлению такими судами. Площадь парусности – 5 м2 . Предусмотрено уменьшение площади до 3 м2  путем  подвязки нижней шкаторины (взятие рифов).

Во время тренировок и соревнований швертботом должен управлять один рулевой, на прогулку в лодке можно отправляться вдвоем. По ветро-волновым условиям безопасное плавание предполагается при высоте волны до 0.5 м. Согласно требованиям ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные», такой высоте волны соответствует высота надводного борта 0.25 м.

004

Для подхода вплотную к берегу с малой осадкой предусмотрен выдвижной плавник под днищем. Для обшивки корпуса применена фанера или листы ДВП, что предполагает остроскулую – граненую форму. Для приближения обводов к круглоскулому прототипу корпус имеет двойную скулу.

Объема двух герметичных отсеков вдоль бортов и третьего отсека, отгороженного водонепроницаемой переборкой в носу, достаточно, чтобы заполненная водой лодка оставалась на плаву и еще поддерживала рулевого. Отсеки разнесены по длине, поэтому залитый водой швертбот не перевернется.

Для проветривания закрытых отсеков предусмотрены смотровые лючки с герметичными крышками. Тип парусного вооружения – бермудский кэт. На свободно стоящей мачте поднимается треугольный бермудский парус. Передняя шкаторина «чулком» надевается на мачту, нижняя шкаторина – свободная.

Для уменьшения площади паруса предусмотрен один ряд рифов. Сборка корпуса предусмотрена по технологии «сшей и склей», хорошо изложенной в различных публикациях. Вырезанные лобзиком выкройки днища, скулы и борта стягиваются друг с другом прочной леской через просверленные по кромкам отверстия.

К кормовой кромке заготовок притягивается транец из толстой фанеры. Внутрь скорлупы встают детали набора, и все углы проклеиваются полосками стеклоткани на эпоксидном клее. После отверждения клея обшивка изнутри пропитывается разведенной ацетоном эпоксидкой. Такое покрытие придаст обшивке прочность и водостойкость.

После срезания стяжек корпус клеивается стеклотканью плотностью 200–350 г/м2  снаружи в 2–3 слоя. Для крепления палубы и бортовых сидений снаружи кромки борта приклеивается привальный брус из сосновых реек. Вплотную к шпангоуту ставится швертовый колодец, конструкция которого может быть заимствована, например, у швертбота «Трепанг» из справочника «15 проектов судов для любительской постройки».

По расчету, общий ЦБС расположен на расстоянии 1.2 м от транца, на 5 см ниже ватерлинии. Положение центра площади паруса определяется в точке пересечения медиан его шкаторин – на расстоянии 1.39 м от транца и на высоте 2.18 м. Расчетный ЦП расположен на расстоянии 7% длины по ватерлинии впереди ЦБС, что в пределах нормы для швертботов с одним парусом .

Александр Глебов, г. Горно – Алтайск.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №255.

02.11.2015 - Posted by | проектирование | , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: