Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Мои паруса. Часть 2.

001

Как-то, возвращаясь из отпуска через Москву, на Клязьме я увидел яхту «Звездного» класса, пожалуй, самую спортивную яхту того времени. Заинтересовался. И – хорошие люди все-таки попадаются достаточно часто – в Балтийск я возвращался с тоненькой папкой чертежей, только что выпущенных ЦЛСИ. Их мне подарила Елена Сергеевна Соколова, доброе знакомство с которой сохранилось потом надолго.

Она же рекомендовала меня известному яхтсмену и конструктору Николаю Владимировичу Григорьеву, с которым мы еще многие годы были в очень хороших дружеских отношениях. Когда я показал чертежи «звездника» в яхт-клубе, сразу же возник горячий спор – с чего надо начинать постройку. Спор разрешил Воронин – он распорядился принести на пирс длинный брус и сказал: «Вот вам стапель-балка».

И сам разметил на ней положение будущих шпангоутов. От момента замысла до начала постройки не прошло и получаса. А дальше все было как в сказке. Быстро нашлись нужные люди и на плавмастерской, и в техническом отделе флота. Будущий писатель-маринист Кирилл Павлович Голованов (тоже бывший каспиец) очень помог яхт-клубу своей статьей в газете «Советский флот».

Чугунный фальшкиль отлили на Морзаводе, паруса прислали из Ленинграда. Мачту склеили и мелкие металлические детали изготовили в клубе мы сами. Яхта была обмерена и получила мерительное свидетельство. В это трудно поверить. Но возьмите в руки ежегодник, издаваемый в США Ассоциацией «Звездного» класса – в списках вы найдете под №3772 яхту «Рубин», принадлежащую Baltic office club fleet.

Конечно, я не мог лично принимать участие в постройке. Корабль мой часто выходил в море, много дней простояли на рейде на якоре. Но общая идея и кое-какие технические решения по постройке дают мне право сказать, что это был мой первый опыт в яхтенном судостроении. С яхт-клубом Балтийска связан еще один эпизод. Была осень, корабль, где я служил, окончив навигацию, готовился стать на небольшой ремонт.

002

По заданию командира я отправился на катере в Калининград. Когда шел обратно, торопиться не было нужды, поэтому решил по дороге осмотреть торчащую из воды у правого берега корму полузатопленного судна. Что-то подсказало мне, что эта находка может быть очень интересной. По тому, что было видно над водой, я смог определить, что это двухмачтовая яхта с дубовым корпусом, длина ее около14 м.

Под водой были носовая часть палубы с фор-люком, пяртнерсом грот-мачты и носовые иллюминаторы рубки. Древесина корпуса сохранилась хорошо. Я сделал с натуры эскиз положения яхты на грунте (он сохранился до сих пор). При первой возможности я ознакомил со своим открытием Воронина и матросов. Мы выяснили, что года полтора тому назад эта яхта еще стояла на берегу.

Потом, видно, кто-то хотел вместе с киль-блоками стащить ее в воду, кильблок не выдержал, яхта выскользнула из него и зарылась носом в грунт. Стали обсуждать возможность подъема. Все предложения упирались только в одно: нужен плавучий кран грузоподъемностью тонн на 30. Если бы было лето, можно было бы попробовать заделать все дырки и откачать воду из яхты.

Это все равно ничего не даст. Спорили долго, ни к чему не пришли. И тут появилась мысль посмотреть еще раз все на месте. У меня как раз начался отпуск, и через три дня мы с Колей Гоголем и Толей Ильченко отправились к яхте на клубном катере. В воздухе уже вился первый снежок, когда мы подошли и ошвартовались к затопленной яхте.

До самой темноты мы пытались придумать, как решить почти неразрешимую задачу. На месте все оказалось значительно сложнее, чем мы ожидали. После ужина мозги начали отогреваться. Интересно, какая глубина в районе, где нос уперся в грунт? И вообще, какая у яхты форма носа, клиперштевень или ложка?

003

Удастся ли провести под форштевнем буксирный канат? Если прощупать футштоком, можно определить. Постепенно вырисовывался новый план действий. Промерим глубины вокруг, и прикинем, какова будет высота надводного борта, если яхта встанет на ровный киль.

Как рассвело, начали промер глубин вокруг корпуса яхты. Оказалось, что если удастся полностью сдернуть яхту с ее саней, то она должна стать на ровный киль, корма опустится, а нос поднимется настолько, что вся палуба окажется выше уровня воды. Вся трудность заключалась в том, как закрепить на корпусе буксирный канат.

Тут требовались большой опыт и знание основ морской практики. Но на то мы и моряки. Решили завести «брагу» – так в морском деле называется канат, охватывающий судно вокруг всего корпуса и используемый в случаях, когда буксирный канат испытывает повышенную нагрузку. Итак, буксирный конец был закреплен к корпусу яхты, и мы стали ожидать буксира. «Эй, друг, помоги!»

– могучий бас Коли мог бы перекрыть пароходный гудок. Из рубки проходящего буксирчика «Волгарь» высунулся парень в бушлате, погоны с которого, как видно, спороты совсем недавно. Свой человек, моряк. Оценив обстановку, он махнул рукой: «Подавайте ваш кончик!» От первого рывка яхта чуть-чуть сдвинулась с места. Но главное – начала подниматься носом.

Канат натянулся, выжимая из себя воду. Яхта плавно поползла вперед, пока весь борт не оказался над водой. Теперь все отверстия в палубе оказались выше уровня воды. Достаточно только откачать воду из яхты, и она всплывет. По наивности мы попытались вычерпать воду ведром. Уровень ее ни на миллиметр не понизился. Опять проблема.

004

Но не уходить же, когда основная задача уже решена. Толя сказал: «Если бы достать мотопомпу». Напротив, у левого берега Прегеля стоял сторожевой корабль у причала завода «Янтарь». Подошли к нему. Переговоры с вахтенным затянулись, грозя оставить нас без последней надежды. И вдруг опять почти чудо: на шкафуте появляется старший лейтенант с очень знакомой мне физиономией.

Как зовут, не помню, но наш, каспиец, в училище он был на курс моложе меня, были знакомы. Улыбается, тоже узнал. Дальше все было просто: принесли новенькую ярко-красную переносную мотопомпу, которая в пять минут выплюнула всю воду из яхты. И вот тут нашим глазам представилось такое, что знай это раньше, мы бы наверно не взялись за это предприятие.

Середина правого борта в районе миделя была иссечена осколками снаряда или мины. Через несколько мелких пробоин в яхту хлестала вода. Но отступать было поздно. Не обращая внимания на то, что приходится стоять почти по колено в ледяной воде, мы принялись изнутри конопатить отверстия, пока посудина еще на плаву.

Вот когда пригодились и чурбачки, и дощечки, и тряпки, и куски пенькового троса, взятые с собой. Когда справились с поступлением воды, еще раз запустили помпу и с благодарностью вернули ее друзьям. В течение всей следующей ночи, подсвечивая фонариком, проверяли, не открылась ли новая течь, и понемногу ведром выбирали накапливающуюся воду.

На следующий день снежок уже был сильнее, а на воде стали появляться тонкие стекловидные льдинки, когда наш катер с трофеем на буксире входил в гавань яхт-клуба.  Так трое моряков, имея в своем распоряжении только катер и бухту толстого манильского троса, совершили, казалось, невозможное. Самим не верилось.

005

Не ожидая морозов, коллектив клуба приступил к очистке трюмов от ила. К нашему удивлению, после очистки корпус оказался очень хорошо сохранившимся. Толстая дубовая обшивка и набор были отциклены до чистого дерева. А переборки, двери кают и детали отделки из красного дерева после обработки покрытые лаком выглядели как новые.

Но повреждения правого борта в районе миделя были серьезными. Пришлось вырубить часть обшивки и сделать вставки по всем правилам, существующим для таких работ. С этим прекрасно справился все тот же Коля Гоголь. И после обработки правый борт выглядел таким же гладким и прочным, как и левый.

Все оборудование корпуса – якорный шпиль, рулевой привод, гребной вал, путенсы вант, буферные погоны гика-шкотов – хорошо сохранилось и легко было приведено в рабочее состояние. Но не хватало еще многого. Во-первых, яхта не имела своей души – парусного вооружения. Во-вторых, у нее не было имени.

Мы пытались найти какие-нибудь следы от букв на бортах или на транце, но ничего не обнаружилось. Тогда мы навали ее именем былинного морехода, тоже побывавшего на дне морском – «Садко». Вторая проблема была решена, а вот первая заставила меня выполнить большую работу. Для меня все еще оставалось много неясных вопросов, связанных с яхтой.

Перелистывая немецкие книги по парусному спорту, в которых приводились чертежи и схемы многих яхт, я ни разу не встретил похожей на нашу, чтобы взять за прототип для выбора типа и размеров парусного вооружения. По сохранившимся деталям и оковкам было ясно, что яхта имела достаточно длинный бушприт, значит, наиболее вероятно, что это был гафельный кэч с двумя передними парусами – стакселем и кливером.

006

Общая площадь парусности могла быть определена только приблизительно, но, не зная водоизмещения, кренящего момента, веса фальшкиля, здесь можно допустить серьезные ошибки, например, в распределении площадей между гротом, бизанью и передним треугольником.

Курс теории корабля в училище читался неплохой, но что значит один раз на контрольной работе вычислить по теоретическому чертежу водоизмещение или элементы ватерлиний, а потом десять лет никогда к этому не возвращаться. В библиотеке мне предложили сразу четыре учебника по теории корабля, я выбрал Загайкевича, он мне показался более понятным.

Теоретический чертеж я начертил, сняв размеры с корпуса яхты, достаточно легко выполнил расчеты и получил необходимые данные для разработки чертежа парусного вооружения. Воронину принес два варианта – гафельный и бермудский. Гафельный был отвергнут сразу, хотя Коля Гоголь и сказал, что  он выглядит романтичнее.

Но я сам понимал, что бермудский вариант, конечно, проще и в изготовлении, и в обслуживании. Методик расчета рангоута для яхт тогда в парусной литературе я нигде не обнаружил, поэтому единственным критерием у меня были диаметры двух пяртнерсов – отверстий в палубе для грот- и бизань-мачт. А конструкцию устотелых мачт я знал хорошо, так как ломаных мачт насмотрелся достаточно.

Я сделал чертежи, их отправили на знакомый мне завод «Тосмаре» в Лиепаю. Сложнее было с такелажем. Схему проводки я изобразил, а диаметры тросов выбирал, руководствуясь запомнившейся откуда-то рекомендацией: прочность вант одного борта должна быть такой, чтобы яхта могла быть поднята за вантпутенсы.

Таков был мой первый опыт работы по проектированию яхты. Внутреннее расположение было восстановлено без изменений. В носовой части был форпик с ящиком для якорной цепи, отделенный глухой переборкой. За ним в корму располагался четырехместный кубрик. В салоне были стол, два дивана, шкафы по бортам и спальное место в кормовой нише.

Далее в корму по левому борту находился туалет с умывальником и каюта капитана, по правому борту за салоном располагался штурманский стол, и за ним – камбуз с буфетом. Довольно просторное машинное отделение было выгорожено глухими переборками, в корму от него помещалась парусная кладовая. И вот белый корпус с лакированными фальшбортами и рубкой уже покачивается на воде. Яхта выглядела внушительно: топ грот-мачты возвышался над ватерлинией больше, чем на 20 м.

Немного ниже была бизань. Вперед выдавался длинный бушприт с сетками по бокам, как положено на больших парусниках. Несколько пробных выходов в море показали, что все было спроектировано правильно. Яхта остойчива, хорошо уцентрована, легка в управлении и для судна таких размеров имеет неплохую обитаемость.

Яхт-клуб получил настоящий флагманский корабль. Мне удалось принять участие в качестве капитана в первом настоящем плавании «Садко» на Балтийскую регату из Балтийска в Таллин и обратно. С экипажем в 10 человек путешествие было вполне комфортным.

Виктор Чайкин.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №257.

01.11.2015 - Posted by | Личность в мире яхтинга. | , , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: