Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

«РОБИНЗОН» — парусная лодка тренера.

00 - 00888

Два года назад на Верхней Эльбе, вблизи Гамбурга, появилась странная двухмачтовая яхта, которую знатоки парусного спорта никак не могли отнести ни к одному из известных классов. Корпус напоминал «Оптимист», но был вдвое длиннее. Явно от «Оптимиста» были и мачты со шпринтовыми парусами. Экипаж необычного судна состоял из четырех школьников.

Заинтересованный корреспондент журнала «ЛасЬЬ> разузнал, что одним из создателей яхточки является педагог Райнер Кутшале, занимающийся воспитанием трудных подростков. В 1965 г. он основал при специальном отделении для юных правонарушителей и детей из социально неблагополучных семей детскую парусную школу.

Помимо Германского парусного союза шефство над школой взял судостроительный завод «Блом и Фосс». В своей работе Кутшале и его коллеги следовали хорошо известному принципу воспитания — объединению мальчиков и девочек в коллективы, которые ставят перед собой какую-то общую цель.

Благотворное влияние парусного спорта на подростков было продемонстрировано еще раз и используется уже в течение ряда лет. Занятия оказались не обременительными даже для тех, кто поначалу вообще не интересовался плаванием под парусом. Раз в неделю собиралась группа. На имевшихся в распоряжении школы пяти «Оптимистах» и пяти швертботах юниорского класса проводились тренировки на каналах и озерах вблизи Гамбурга.

В зимнее время ребята собирались на занятия по изучению конструкции лодок и вооружения, изготовляли различные поделки или модели яхт и судов. После нескольких первых лет работы этой необычной парусной школы воспитатели убедились, что «Оптимист» — далеко не лучший помощник.

Ведь им управляет только один подросток и, следовательно, влияние коллектива оказывается ослабленным. Было известно, что когда в лодке собираются несколько ребят, то каждый маневр подвергается обсуждению, «единоличные» — несогласованные с другими членами экипажа действия становятся затрудненными, а то и невозможными. С другой стороны, если даже кому-то что-то не нравится, деваться некуда — волей-неволей приходится подчиняться решениям, принятым коллективно.

Однако доверить ребятам 9— 14 лет относительно дорогую и вместительную, сложную в управлении яхту или швертбот, рассчитанный на несколько человек, нецелесообразно хотя бы с точки зрения безопасности плавания. Если сделать экипаж смешанным — из детей и взрослых, ребята фактически окажутся лишены возможности управлять самостоятельно; цель, поставленная педагогами, не будет достигнута.

001

Все эти соображения и легли в основу проекта «Робинзона», в котором большая вместимость сочетается с простотой и легкостью в управлении, присущими испытанному «Оптимисту». Первую лодку ребята построили самостоятельно с помощью специалистов верфи «Блом и Фосс». Заготовки днища выпилили из водостойкой фанеры толщиной 8 мм, борта — из фанеры толщиной 6мм.

Киль, колодец, привальные брусья с четырьмя кницами по углам, подлегарсы и четыре поперечные банки (из красного дерева), покрытые лаком, придали лодке нарядный законченный вид. Шпангоутов решили не ставить: без них проще поддерживать чистоту в лодке, ничто не мешает неопытным яхтсменам передвигаться. Нет и никаких пайолов. Конструкция, как видим, упрощена до предела.

Обводы корпуса с той же целью упрощения постройки приняли такими же, как у «Оптимиста»: плоское днище, острая скула, транцевый нос. Благодаря большой площади ватерлинии «Робинзон» получил высокую начальную остойчивость, что придает юным яхтсменам чувство уверенности даже при первом выходе в плавание.

Продольный профиль днища таков, что при полной нагрузке — с шестью подростками на борту — кормовой транец еще не погружается в воду, а нос не зарывается и легко всходит на волну. Для вооружения лодки Кутшале использовал стандартные паруса «Оптимиста» на двух мачтах, которые на 10 см  длиннее штатных.

Это наиболее простая оснастка, со знакомства с нею начинают свой путь в парусном спорте десятки тысяч яхтсменов во всех концах света. Площадь парусности 7,3 м3, конечно, опытному яхтсмену покажется недостаточной для такой большой лодки, но авторы ее поступили правильно: они помнили о требовании абсолютной безопасности, которой должна обладать яхта.

002

Лодку снабдили двумя парами весел и пенопластовыми блоками, закрепленными к бортам ниже уровня банок при помощи ремней и обеспечившими непотопляемость судна. Еще одним достоинством, особенно ценным для детской яхты, явился небольшой вес, составивший всего 75 кг. Экипаж свободно мог спускать свою лодку на воду, поднимать ее из воды и переносить по суше.

Опыт эксплуатации первого «Робинзона» позволил выявить ряд дополнительных достоинств судна для целей, которые ставили перед собой его создатели. Упростилось начальное обучение детей искусству плавания под парусами: на несколько первых выходов вместе с тремя — четырьмя подростками в лодку садился тренер.

Теперь тренер получил возможность наглядно показать основные приемы, не надрывая горло с берега. Группа ребят могла отправиться на «Робинзоне» в    небольшое    путешествие.    Новую лодку стали использовать и в качестве флагманского судна при плавании эскадры из нескольких «Оптимистов».

К слову сказать, в хороший ветер «Робинзон» легко уходит на полных курсах от «Оптимиста», имея втрое большую нагрузку; на лавировке обе лодки обладают примерно равными ходовыми качествами. Словом, новый швертбот сразу пришелся по душе как юным яхтсменам, так и их наставникам.

Фотографии «Робинзона» и впечатления сотрудников журнала «ЛасЫ» о пробном выходе на этой лодке послужили основой для разработки публикуемых чертежей учебного швертбота, который мы назвали лодкой тренера. Правда, заимствованы только идея использовать два стандартных паруса от «Оптимиста» и главные размерения корпуса.

В остальном же, начиная с обводов и конструкции корпуса и кончая оборудованием, — это совершенно другая лодка. Смысл внесенных нами изменений в том, чтобы улучшить ходовые качества швертбота (особенно при ходе на волне) и сделать его еще более удобным для небольших крейсерских плаваний и для тренерской работы.

Конечно, эта цель достигнута ценой определенного усложнения конструкции и увеличения трудоемкости постройки, но затраченные дополнительно средства и время, как нам кажется, окупятся при эксплуатации судна.

003

Прежде всего, вместо совершенно плоского днища, имеющегося на «Оптимисте» и оригинальном «Робинзоне», на нашей лодке предусмотрено днище с небольшой килеватостью, увеличивающейся у носового транца. Благодаря этому, а также меньшей ширине по ватерлинии, швертбот легче на ходу; он не «цепляет» носовым транцем гребешки волн, когда идет в бейдевинд, и не шлепает плоским носом о воду.

Характер обтекания носовой части корпуса близок к обтеканию обычной лодки с острым форштевнем. В то же время сохраняется основное достоинство «форшпигеля» — носового транца: хорошая всхожесть на волну, в частности — на попутных курсах. Когда швертбот догоняет крутую волну, он не втыкается в нее форштевнем с риском опрокинуться, а мягко всплывает.

Килеватые обводы днища в носу несколько скрадывают и то впечатление громоздкого ящика, которое неизбежно оставляют малые суда с острой скулой и носовым транцем. Приятны для «морского глаза» седловатость линии борта и развал бортов наружу. В отличие от «Оптимиста», применен не втыкающийся, а вращающийся шверт.

Конечно, швертовый колодец при таком варианте занимает в кокпите больше места, но «автоматический» подъем шверта при касании им грунта очень удобен при плавании на мелководных озерах и по рекам. Подъемным выполнено также и перо руля.

Вместо привязываемых блоков непотопляемости из пенопласта на нашем швертботе продольными и поперечными переборками выгорожены четыре отсека плавучести: два бортовых и по одному у носового и кормового транцев. Переборки отсеков являются одновременно конструктивными элементами, обеспечивающими жесткость и прочность корпуса.

004

Недостатками таких отсеков плавучести, которые иногда называют «воздушными ящиками», являются сложность обеспечения абсолютной герметичности и необходимость следить за состоянием корпуса внутри них. Поэтом приходится делать в каждом отсеке специальные смотровые лючки с тем, чтобы открыв их, можно было бы высушить внутренний объем и при необходимости, просунув руку с кистью, подкрасить борт или днище. Кормовые отсеки плавучести образуют достаточно удобные места для сидения рулевого и одного— двух подростков. Швертовый колодец надежно перевязан с бортами поперечной переборкой на шп. 2 и банкой — сиденьем, которая служит одновременно и опорой для грот — мачты.

На эту банку можно посадить сразу двух юных гребцов, дав каждому по веслу; третий гребец, работающий парой весел, может расположиться на носовой палубе, под которой предусмотрен сухой багажник для одежды или нехитрых запасов экипажа, отправляющегося в плавание. С кормы носовой 6агажник прикрыт переборкой шп. 2; с носа он ограничен переборкой отсека плавучести на шп. 1.

Килеватое днище оказывается удобнее для поддержания в лодке чистоты, так как вода и мусор собираются у киля. Для уменьшения веса лодки вместо сланей можно наклеить изнутри на днище деревянные рейки 8X50, чтобы защитить обшивку от истирания ногами.

Оснастка швертбота шпринтовыми парусами «Оптимиста», как уже отмечалось, обеспечивает простоту управления лодкой и доступность как самих парусов, так и всех других деталей вооружения — гиков, блоков и т, п. Взрослый яхтсмен, лравда, всегда будет ощущать недогруженность парусами, особенно в слабый ветер.

005

Однако не следует забывать, что управлять лодкой 6удут и дети, которые еще нечетко координируют свои действия на поворотах и могут опоздать с открениванием при шквале. Кроме того паруса большей площади потребуют соответствующего утяжеления рангоута и, может быть, даже раскрепления мачты вантами, вследствие чего пропадет такое преимущество оснастки, как возможность легко и быстро «срубить» — снять обе мачты и перейти на весла или подвесной мотор.

Кстати, если «Робинзон» будет служить единственным судном, на котором тренер сопровождает своих питомцев на тренировки, стоит подумать о приспособлении транца под установку «Салюта», «Прибоя» или даже «Ветерка». Это позволит оперативно руководить занятиями и в случае необходимости буксировать мелкие швертботы.

Процесс постройки корпуса швертбота практически ничем не отличается от постройки других малых судов подобного типа. Сборка выполняется в положении вверх килем, причем на стапель выставляют собранные заранее транцы, три поперечные переборки (на шп. 1, 2 и 6) и три шпангоутные рамки (на шп. 3, 4 и 5). Части топтимберсов, расположенные выше уровня бортового стрингера, после обшивки корпуса обрезают; это улучшает общий вид готовой лодки.

До обшивки рекомендуется поставить на место швертовый колодец, который должен плотно входить между переборкой на шп. 2 и шп. 4 и подтягиваться завинчиваемыми через них шурупами. Особенно тщательно — обязательно на клею или на густотертой краске — нужно выполнить соединение колодца с килем. Предварительно нижняя кромка колодца должна быть причерчена и плотно подогнана.

При сборке этого узла важно не забыть загрунтовать и окрасить изнутри стенки и кромки шпонок колодца, так как сделать это хорошо потом, когда колодец уже будет стоять на месте, практически невозможно.

006

007

008

009

0010

0011

Когда узлы поперечного набора выверены и закреплены к стапелю, в них врезают рейки привальных брусьев, бортовых и скуловых стрингеров.

Привальные брусья основательно — на клею и шурупах — крепят только к обоим транцам; к топ — тимберсам же остальных шпангоутов их крепят только на гвоздях с тем, чтобы впоследствии верхние части топтимберсов можно было легко удалить, а выступающие из обшивки концы гвоздей откусить.

Чтобы не мучиться с гнутьем скулового стрингера, его лучше всего склеить из двух реек сечением 22X22 мм по месту: в гнезда, вырезанные в шпангоутах, укладывают сначала одну рейку, затем вторую. Одновременно в шпангоуты врезают днищевые стрингера, служащие основанием для крепления продольных стенок отсеков плавучести; подобравшись снизу, ставят на место рейки 16.

Теперь можно поставить на клею с запрессовкой мелкими гвоздями (2X20) продольные стенки отсеков, которые придадут дополнительную жесткость всему набору. После малковки всех кромок набора, прилегающих к наружной обшивке, можно причертить к скуле и привальному брусу заранее склеенные до нужной длины заготовки — листы обшивки бортов и, обрезав их по контуру, поставить на место на клею и шурупах 4X20.

Части топтимберсов, подлежащие удалению, клеем не смазывают и шурупы в них, естественно, не заворачивают. Шаг шурупов, которые ставятся в шахматном порядке с тем, чтобы надежнее распределить давление по ширине склейки, выдерживается следующим образом: по скуловому брусу — около 75 мм, по привальному брусу—150 мм, по топтимберсам переборок отсеков непотопляемости и транцам — 50 мм.

После полного затвердевания клея сострагивается припуск по кромке фанеры у скулового стрингера и подгоняются листы обшивки днища из 6-миллимегровой фанеры. При этом необходимо проверить плотность прилегания листов к рейкам переборки на шп. 1 — возможно, их придется немного подстрогать.

Перед окончательной установкой днища не лишне убедиться в наличии вырезов в углах — у киля — во всех проницаемых переборках и флорах для свободного протока воды из носа в корму. Сделать такие отверстия — шпигаты — на уже обшитой лодке довольно трудно. Прямо на стапеле корпус рекомендуется оклеить снаружи слоем тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле (см. «Справочник по катерам, лодкам и моторам», «Судостроение», 1979).  Это придаст большую долговечность и прочность фанерной обшивке.

Сняв корпус со стапеля, закрепляют на транце рулевые петли, врезают продольные рейки, подкрепляющие кормовое сиденье и носовую палубу. Затем на клею и гвоздях ставят на место настилы всех отсеков плавучести. На шп. 4 поверх настилов и переборки укладывают поперечную банку и закрепляют ее шурупами 4X45 к бортовым стрингерам и к рейке обвязки переборки.

До окончательного закрытия сверху всех водонепроницаемых отсеков их внутренние поверхности необходимо покрыть жидкой эпоксидной смолой с отвердителем (разжижителем смолы служит толуол — весьма токсичное вещество) или прокрасить горячей олифой и масляной краской. То же самое делают и с нижней поверхностью всех настилов.

0012

Те места на них, которые будут намазываться клеем для приклеивания к кромкам набора, на время окраски рекомендуется закрывать клейкой лентой. Подготовив определенный отсек к закрытию, в пределах его срезают топ-тимберсы шпангоутов вровень с поверхностью бортового стрингера и ставят настил на место.

Для завершения постройки корпуса необходимо поставить снаружи буртики по верхней кромке бортов, врезать в привальный брус фигурные горизонтальные кницы у транцев, поставить подкрепление под мотор и кормовую часть планширя швертового колодца.

Дубовая рейка сечением 10X18 или латунная полоса 3X12, поставленная поверх обшивки по килю, послужит гарантией от преждевременного износа стеклопластика в этом месте при частых подходах швертбота к берегу и при вытаскивании его на пирс.

Поперечную банку, кницы у транцев, буртики и привальные брусья рекомендуется покрыть светлым лаком; остальные поверхности корпуса снаружи и изнутри окрашиваются красками на натуральной олифе или пентафталевыми эмалями. Руководством в отделке лодки может служить все тот же «Справочник по катерам, лодкам и моторам».

Кроме рулевых петель, на корпусе закрепляют еще несколько несложных дельных вещей из металла: степс фок-мачты (его можно сварить из обрезка стальной трубы 2X45 и опорной плиты 2,5x75x75), киповые планки, подуключины, швартовные утки, два обушка гика — шкотов, утку или стопор шверт — талей. Шверт и перо руля можно склеить из деревянных реек или вырезать из фанеры (например, склеив из четырех слоев по 6 мм толщиной).

Кромкам обеих этих деталей, которые будут под водой, необходимо придать обтекаемый профиль, как показано на чертеже. Отверстие для оси желательно защитить от износа втулкой из миллиметровой латуни, согнутой в виде трубки и развальцованной по концам.

Поскольку деревянные шверт и руль имеют положительную плавучесть, их необходимо удерживать в рабочем— опущенном — положении при помощи или специальных снасточек (действующих в противоположном шверт — талям и сорлиню направлении) или пластин из свинца, которые врезают в дерево и закрепляют близ нижних кромок.

Для шверта достаточно свинцовой пластины с размерами 120X120X12 мм, вклеенной в средние слои фанеры; пластина 8X80X80 мм будет удерживать в нужном вертикальном положении перо руля. Разумеется, шверт и руль можно сделать и из металла — стали или алюминиевого сплава толщиной не менее 5 мм для шверта и 3 мм для пера руля.

Размеры паруса и некоторые детали рангоута швертбота класса «Оптимист» были приведены в предыдущем номере сборника для дори «Глостерская чайка»; их несложно уточнить в любом яхт-клубе, где имеются детские спортивные парусные школы. Со всеми вопросами по конструкции швертбота можно также обращаться непосредственно в редакцию сборника «Катера и яхты».

Д. А. Курбатов.

Источник: «Катера и Яхты», №85.

30.10.2015 - Posted by | проектирование | , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: