Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

От теории к практике: полутонник «ВИРАЖ».

2499452 - 00

Группа «Вираж» студенческого конструкторского бюро КИИГА — Киевского института инженеров гражданской авиации — в течение пяти лет занимается исследованием вопросов аэрогидродинамики парусных судов. Теоретические исследования ведутся силами студентов механического факультета.

Теория хорошо сочетается с практикой: в институте работает довольно мощная парусная секция, под флагом которой ходят шесть крейсерских яхт: три «Фолькбота», четвертьтонник «Гелиос», один «Таурус» и наконец — полутонник собственной конструкции, о проектировании и испытаниях которого мы и хотим рассказать.

По заказу Херсонской областной водноспортивной станции и Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения нашей группой «Вираж» проводились испытания моделей яхт в опытовом бассейне, а также испытания самоходных моделей под парусами и продувки моделей в аэродинамической трубе.

001

Закономерным итогом этих работ было проектирование крейсерско -гоночной яхты с
учетом полученных при их проведении результатов. В 1978 г. спущена на воду яхта полутонного класса «Вираж», построенная в Херсоне по проекту СКБ КИИГА. Постройка этой яхты, заложенной еще в 1974 г., шла очень медленно по вине верфи.

Изменения в правилах обмера, принятые 1УКЧ за эти годы, лишили судно первоначально запланированных обмерных преимуществ; после спуска на воду яхта была вооружена максимально возможным количеством парусов при сохранении требований обмера V группы IOR. На наш взгляд, эта яхта интересна рядом нетрадиционных решений и по сути дела является экспериментальным судном.

Ее проектирование и постройка явились настоящей школой исследований, а эксплуатация привлекает постоянное внимание с точки зрения практической проверки заложенных в проект идей и решений. Яхта в дальнейшем будет оборудована как плавучая лаборатория, но она уже прошла испытания стихией и готовится к крейсерским гонкам олимпийского сезона.

Первоначальные обводы корпуса были разработаны с носовым бульбом. Испытания модели такого корпуса в бассейне прошли успешно, о чем уже сообщалось в «КЯ» (см. № 61), однако реализован этот вариант так и не был. В окончательном виде яхта снабжена сигарообразным бульбкилем, закрепленным на двух профилированных легких килях — плавниках, причем кормовой киль — плавник сделан поворотным.

0011

008

При водоизмещении яхты 3,0 т смоченная поверхность составляет 18 м2; эффективная площадь киля равна 1,2 м2. Особенности теоретического чертежа показаны на эскизе. Приведенная таблица плазовых ординат построена по натурному плазу. Устойчивость движения и центровка новой яхты заслуживают особого внимания.

Они обеспечиваются при помощи кормового поворотного киля — плавника. Приводим график зависимости коэффициентов подъемной силы киля в целом от угла атаки и его поляру при различных углах поворота кормового киля — плавника. Для сравнения штриховой линией показаны кривые для обычного киля, использованного на полутоннике постройки Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения.

При исследовании моментных характеристик корпуса яхты на моментном приборе в аэродинамической трубе было установлено, что поворот кормового киля — плавника при неотклоненном руле направления увеличивает возникающий центрующий момент вплоть до углов отклонения 6—8°.

Одним из преимуществ примененного на «Вираже» варианта киля является некоторое уменьшение требующегося веса балласта при сохранении остойчивости либо увеличение остойчивости Восстанавливающий момент нашей яхты при крене 40— 60° находится в пределах обычных значений, но вес киля уменьшен до 900—1000 кг.

005

002

003

004

007

По просьбе верфи был проработан вариант той же яхты с обычным плавниковым килем. Испытания в бассейне показали, что это не дает практически заметного изменения в величине буксировочного сопротивления, хотя гидродинамическое качество корпуса оказывается существенно выше у варианта «Вираж» благодаря улучшенной гидродинамике киля с большей развиваемой боковой силой.

Парусное вооружение реализует положительный эффект обратной стреловидности, для чего мачта наклонена вперед и в процессе доводки этот угол доведен до 6°. Для расширения возможностей весовой центровки и увеличения момента инерции все расходные цистерны и аккумуляторы расположены в форпике и кубрике. В качестве вспомогательного двигателя в корме установлен «СМ-500».

006

Копия 006

009

0010

Набор корпуса и элементы общего расположения  соответствуют  требованиям «Правил классификации, постройки и обмера спортивиых парусных яхт», принятых в СССР. Статические и ходовые испытания показали, что достигнута расчетная весовая и динамическая центровка яхты под парусами. Можно сказать, что работа группы по исследованию и практическому внедрению килей необычной формы завершилась успешно.

Яхта «Вираж» обладает хорошими ходовыми качествами и центруется во всем диапазоне скоростей на всех курсах относительно ветра. Рулевое управление с поворотным кормовым килем — плавником при сбалансированном повороте руля и плавника полностью оправдывает себя. Поворот только одного руля не обеспечивает центровку яхты в слабый ветер.

0012

0013

Доработка механизма совместной работы руля и плавника с учетом скорости хода и крена продолжается, причем принципиальных трудностей нет. Участие нашей яхты в гонках прошлого сезона было ограничено из-за поломки мачты.  Однако в целом удалось провести всесторонние испытания «Виража» при различных условиях плавания, в том числе и в свежий ветер.

Накоплен известный опыт расчетного проектирования парусных яхт. Обнаружена огромная область не рассмотренных наукой задач. То, что наш «Вираж» — результат не «интуитивно — статистического», а научного проектирования, доставляет удовлетворение коллективу создателей яхты.

Строители «Виража» считают своим приятным долгом поблагодарить тех, кто сочувственно отнесся к их идее и содействовал успешной постройке необычной яхты; в первую очередь это относится к А. Г. Романову, В. А. Филанчуку, Н. В. Обориеву.

Е, П. Ударцев,  А. Ф. Поляков,  А. И. Горбацевич,

 В. С. Хожай, О. А. Шевченко.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №85.

20.09.2015 - Posted by | проектирование | , , , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: