Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Бригантина «СТАРИНА». Часть 1.

00 - 00

Разработка и появление на страницах сборника такого необычного проекта обусловлены повсеместным интересом любителей плаваний под парусами к морской старине. Небольшой и мелкосидящей (осадка 1,5 м), но достаточно мореходной крейсерской яхте, рассчитанной на дальние плавания экипажа нз 8—9 человек, приданы некоторые черты, характерные для парусников XVIII – начала XIX столетия – времени расцвета парусного флота.

Вместе с тем проектом предусмотрено использование современных материалов и конструкции корпуса, а также технологических приемов.Проект не имеет накого — либо определенного прототипа, но при разработке теоретического чертежа за основу были приняты обводы небольших и быстроходных североамериканских шхун.  Что касается парусного вооружения, то «Стерину» можно оснастить по одному из двух вариантов — бригантиной (шхуна-бриг) или шхуной. Бригантины прошлого отличались хорошим на полных курсах, удовлетворительно лавировали  и, давая широкую возможность варьировать парусами, были удобны при плавании с малочисленным экипажем.

Привлекательными сторонами второго варианта — шхуны являются более высокие лавировочные качества, простота управления парусами, меньший, чем у бригантины, вес рангоута и такелажа. Однако на полных курсах шхуны явно уступают бригантинам в скорости. Любой из этих вариантов может быть осуществлен без коренных переделок корпуса и рангоута: колонны мачт, бушприт и их стоячий такелаж совершенно одинаковы.

При разработке общего расположения яхты ставилась цель — обеспечить комфорт, необходимый в дальних плаваниях. В двух салонах размещены девять спальных мест; предусмотрены оборудование яхты камбузом и гальюном, вспомогательные помещения и достаточные объемы для размещения запасов.

Прочные переборки делят судно на шесть отсеков. Форпик из-за малого объема острой носовой части используется только в качестве цепного ящика, куда складываются якорные канаты обоих якорей. Попасть сюда можно через лаз, расположенный в шкафу носового салона, а вентилируется отсек через клюзы.

Носовой салон—кубрик получился достаточно просторным: длина его 2,45 м; проход между диванами имеет ширину 1,1 м в корме и 0,3 м у фок-мачты. Высота до подволока 1,60 м. Здесь расположены два платяных шкафа и два дивана с мягкими спинками, которые, если подвесить их на петлях к борту, легко превращаются в дополнительные спальные места.

Длина всех этих четырех коек не менее 1900 мм при ширине от 550 мм (в голове) до 400 (в ногах). Таким образом, в носовом кубрике могут устроиться на отдых четыре человека. Стол здесь лучше сделать съемным, подвесив его к мачте. У переборки шп. 1/2 между шкафом и бортами встроены по две полки. Нижние могут быть использованы для хранения книг или установки малогабаритного приемника, верхние — являются продолжением подвесных коек.

Освещается кубрик через прозрачную крышку входного люка и иллюминаторы в переборках, вентилируется — через жалюзи закладного щита входного капа и вентиляторы-кнехты, расположенные по бортам.Отсек между шп. 4 и 6 (трюм) предназначен для установки стационарного двигателя, размещения аккумуляторов, хранения парусов, тросов и прочего судового имущества.

002

003

004

001

Здесь же, на правом борту выгорожены буфет и отсек для газовых баллонов. Попасть в трюм можно через люк, расположенный по правому борту. Для уменьшения габаритов сходного трапа можно установить на выгородке буфета скоб — трап. Освещается и вентилируется трюм через входной люк, закрываемый решетчатой крышкой. Камбузный отсек, расположенный между шп. 6 и 7, включает в себя три помещения, разделенных продольными переборками. На правом борту расположен камбуз с размерами 600 мм по длине и 900 мм по ширине судна.

Высота подволока здесь 1,60 м. К борту в этом помещении постоянно закреплен камбузный стол, изготовленный из фанеры, покрытой линолеумом или пластиком. Длина отсека вполне позволяет встроить в этот стол небольшую посудомойку, закрываемую на время приготовления пищи крышкой—сдвижным листом пластика.

Над столом расположена двух конфорочная газовая плита в карданном подвесе. Плита соединяется с газовыми баллонами, расположенными за переборкой на шп. 6, гибким шлангом (он не должен ограничивать раскачивание плитки в подвесе). В переборке 6 шп. прорезано окно в буфет, верхняя часть которого, закрытая сдвижными створками из оргстекла, пластика или фанеры, предназначена для хранения посуды.

Внизу расположены встроенные продуктовые ящики. В переборке на шп. 7 также стоит сделать закрывающееся окно 250 X 300 мм, которое будет служить для передачи приготовленной пищи непосредственно из камбуза в кормовой салон. К той же переборке можно подвесить сушилку для посуды.

Естественное освещение камбуза предусмотрено через иллюминатор в переборке на шп. 6. Вентиляция производится через вытяжной вентилятор -кнехт. На левом борту выгорожен гальюн, оборудованный унитазом с прокачкой диафрагменной помпой, установленной под пайолами и приводимой в действие педалью. Гальюн имеет размеры 600 X 850 при высоте помещения 1,50 м. Длина кормового салона 1,85 м при ширине прохода 400—500 мм. Высота у входа 1,55 м. Здесь расположены два дивана. Подъемный раскладной стол при опускании плотно закрывает вырез в П — образном диване правого борта, превращая его в двух спальную койку шириной 1,15 м у изголовья и 0,40 м в ногах.

В ахтерпиковой переборке на шп. 91/2 сделаны вырезы в верхних бортовых углах, дающие доступ в бортовые ниши ахтерпика. На середине высоты переборки по бортам от шкафа имеются закрытые сдвижными створками окна в  пространство под кокпитом. Кормовой салон вентилируется через вытяжные вентиляторы — кнехты; приток свежего воздуха — от жалюзи закладной доски кормового капа через тамбур.

Свет в салон проникает через окна, расположенные з бортах судна.  Кокпит, расположенный у транца, имеет длину 0,75 м при ширине 1,40 м. На бортовых участках палубы размещены сиденья для рулевого, но управлять штурвалом будет удобно и стоя. Конструкция корпуса спроектирована с учетом использования для обшивки бакелизированной или авиационной фанеры.

005

0051

006

Следует учесть, что из всех марок бакфанеры только фанера ФБС по ГОСТ 11539—65 может считаться полностью водостойкой. Дело в том, что наиболее распространенная бакфанера марки ФБВ изготовляется на водорастворимых смолах и потому хуже. Следует учесть, что авиафанера марки БС-1 по ГОСТ 102—49 также менее водостойка, чем фанера ФБС.

Набор корпуса спроектирован по продольно — поперечной системе. Мощные продольные связи (дубовый киль, скуловые и привальные брусья) опираются на прочные фанерные переборки; шпангоутов как таковых нет. Сечения балок набора, толщины обшивки и размеры других деталей корпуса указаны в спецификации к конструктивному чертежу.

Материал для изготовления деталей набора указан желательный. При любой замене следует учитывать, что поперечное сечение деталей также должно быть изменено в зависимости от объемного веса фактически применяемого материала. Во всех случаях не должна нарушаться предусмотренная спецификацией величина

yF = соnst,

где у — объемный  вес древесины, г/см3; F площадь поперечного сечения, см2.

Например, для изготовления киля вы не смогли достать предусмотренных чертежом дубовых или ясеневых брусьев (объемный вес этих материалов одинаков и равен 0,72 г/см3). Приходится применить сосну, объемный вес которой 0,56 г/см3. Сечение дубового киля в среднем 20 X 20 см, поэтому его

у/F = 0,72 . 400 = 288.

Отсюда  следует,  что  площадь   поперечного сечения соснового киля должна быть

F1 = 288/0,56 = 514.3 cм2.

Сохраняя форму поперечного сечения киля неизменной (квадрат), мы получим толщину и высоту соснового киля равными

а = ]^Т[ = /Щз = 22,7 см2.

В принципе при изменении размеров сечений деталей желательно в первую очередь увеличивать повышающие момент инерции связи вертикальные размеры (конечно, если это позволяет конструкция узла или другие условия). Технология сборки корпуса разработана с уметом максимального ее упрощения.

007

008

009

0010

При плазовой разбивке теоретического чертежа в натуральную величину могут выявиться небольшие неточности. Вполне вероятно, что плазовые ординаты после согласования проекций могут отличаться от табличных примерно на ±3 мм. На плазовой разбивке необходимо вычертить важнейшие конструктивные элементы корпуса — форштевень, киль, ахтерштевень, кноп и старнкницу, переборки (с учетом толщины фанеры).

Изготовление корпуса начинайте со сборки закладки (киль со штевнями) и переборок. Эти узлы обычно собираются по шаблонам, снятым с плаза, или прямо на плазе. Форштевень вытесывается из бруса сечением 200 X X 225. Если бруса такого сечения нет, придется взять доски или бруски меньших размеров и из них выклеить необходимый пакет.

В крайнем случае, если клея нет, все составные части пакета должны быть проклепаны между собой заклепками d = 5 -:- 6 мм при шаге не более 150 мм.  Минимальный расчетный размер киля по высоте — 200 мм. Остальные его размеры получают соединением внутренней кромки киля по прямой от минимальных сечений в оконечностях.  При сборке киля важно обеспечить высокое качество замков — соединений его отдельных составных частей. При этом обычно разрешается только удлинять разгон — длину замка без изменения остальных размеров, заданных чертежом. Сами части киля, так же, как и форштевня, могут быть составными (клееными).

Можно изготовить клееной и всю закладку в целом. Форштевень выклеивается из досок толщиной до 15 мм  киль — из двухдюймовых досок; при этом не потребуется распаривать заготовки для изгиба по цулаге. Киль и штевень можно соединить «на ус» склеиванием при разгоне стыка не менее 2 м. В этом случае можно будет обойтись и без кнопа. При сборке закладки на нее сразу же устанавливают старнкницу.

При сборке поперечных переборок на вырезанные по плазовым данным фанерные листы устанавливают обвязку и флоры. На переборках шп. 1/2, 6 и 9 обвязка должна выступать за контур переборки на величину малки, которую так – же следует снять с плаза. На высоте 1500 мм от ОЛ судна на все переборки со стороны, свободной от обвязки, прибиваются шергеня из реек сечением 50X75.

В переборках сразу же выпиливаются вырезы для прохода продольного набора. Тонкость такова, что эти вырезы лучше сделать несколько меньшего размера (в свету), чем сами сечения балок набора; это обеспечит возможность плотной подгонки по месту — при окончательной сборке корпуса.

На стапеле сначала выставляют закладку, переборки и транец, затем подгоняют и ставят привальные, скуловые и фальшбортные брусья. Весь продольный набор и закладку соединяют с обвязкой переборок болтами М10. Теперь с выставленного набора снимаются шаблоны для раскроя листов обшивки днищевых и скуловых поясьев, бортов и фальшбортов.

0011

Листы каждого пояса заранее стыкуются склеиванием «на ус» с длиной заусовки не менее 12 толщин фанеры. Если стыковка выполняется на подкладной планке (на клею или без него) ширина планки, вырезаемой обычно из той же фанеры, что и соединяемые листы, должна быть не менее 25 толщин.

При склеивании бакфанеры соединяемые поверхности должны быть зачищены до полного удаления бакелитового лака, препятствующего адгезии — сцеплению частиц клея. При стыковке фанеры без применения клея соединение надо проклепать медными заклепками d = 3 -:- 4 мм в шахматном порядке с шагом заклепок и расстоянием между рядами не более 50 мм и с обязательной подмазкой густотертой краской.

Листы обшивки обычно раскраиваются с небольшим (30—50 мм) припуском, который удаляется при подгонке предварительно собранного пояса по набору. Поясья обшивки устанавливаются и крепятся к набору, начиная с днищевых и кончая фальшбортами, поочередно на правом и левом бортах.

Обшивка крепится к килю — шурупами 5 X 36 с шагом 70 мм; к другим продольным связям — шурупами 5X5 шагом 100 мм, к обвязке переборок  теми же шурупами из расчета каждый пояс четырьмя шурупами в каждый тимберс. Обшивку лучше ставить на водостойком клею или на густотертых белилах.

При использовании белил все скулы снаружи необходимо обить медными полосами 1,5X50 на медных гвоздях 2X40 или оклеить полосками стеклоткани. Наилучшим вариантом будет оклейка всего корпуса. Княвдигед и деревянный фальшкиль собираются отдельно от корпуса по шаблонам, снятым с плаза. На чертеже показана сборка этих деталей только на болтах с промазкой белилами.

Если применяется клей, количество болтов можно уменьшить втрое, ограничившись их количеством, необходимым для надежной запрессовки склеиваемых частей. Когда монтаж обшивки завершен, в корпусе по палубе и крыше рубки натягиваются струны, обозначающие ДП. На привальных и фальш бортовых брусьях размечается положение бимсов (с учетом их толщины); по привальным брусьям устанавливаются шельфы.

0012

Бимсы выпиливаются по шаблонам с плаза, причем на них обязательно отмечается положение ДП. По концам высоту бимсов нужно уменьшить до 50 мм, По верхней кромке бимса обычно дается припуск около 10 мм, по концам — по 50 мм. Некоторую сложность представляет врезка концов бимсов в опорные брусья.

Обычно начинают с того, что заготовки бимсов раскладывают на свои места, но в перевернутом положении, следя за тем, чтобы риска ДП на бимсе точно совпадала со струной. На верхнюю кромку каждого бимса (которая в данном положении будет находиться внизу) выносят риску положения внутренней кромки продольных опорных брусьев.

Затем бимсы снимаются. От имеющихся рисок делают предварительную разметку длины врезных частей, которая должна быть равна 60 мм по фальшбортам и 40 мм по шельфу. Бимсы устанавливают на места (в нормальное положение). Во внутренней кромке опорного бруса вертикально прикладывают линейку (обычно это делается со стороны, где кромка бимса короче), и бимс двигают так, чтобы линейка совпала с отметкой положения кромки бруса на верхней кромке.

Теперь по линейке на бимсе прочерчивают линию внутреннего края врезки и концы бимса обрезают по разметке. При помощи циркуля размеры шипов на концах бимсов (высоту и длину шипа и толщину бимса) переносят на соответствующие места опорных брусьев; по разметке делают запилы и выдалбливают гнезда с расчетом на окончательную подгонку при установке бимса.

Концы бимсов крепятся в гнездах шурупами 5 X 45. Все вырезы под люки в палубе оформляются карленгсами и полубимсами, которые врезаются в опорные брусья так — же как и бимсы.  По чертежу устанавливаются все горизонтальные кницы палубы, пяртнерсы и подушки, которые крепятся сквозными болтами М8 к бимсам и продольному набору.

Когда подпалубный набор установлен, вырезают листы настила палубы и крепят их шурупами 5 X 45 по контуру шагом 70 мм в шахматном порядке, а по бимсам шагом 200 мм. Отдельные листы настила стыкуются так же, как и листы обшивки.

Д. И. Селезнев.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №44.

14.09.2015 - Posted by | проектирование | , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: