Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Арктическая кругосветка яхты «Сибирь». Часть 1. По ледовому безмолвию.

001

Миллионный Омск мало кого удивит своими размерами, развитой промышленностью, речным раздольем. Но одно в этом городе уникально: Омск находится от ближайшего моря на расстоянии 2062 мили, однако здесь есть Океанский яхт — клуб. Замысел кругосветного плавания возник в удивительные дни 1997 г., когда на построенной нами яхте мы прошли водами пяти морей вокруг Скандинавии до Санкт Петербурга.

Тогда едва тлеющая мечта о самом дальнем маршруте окрепла. Мы приобрели необходимый опыт, появилась уверенность в успешном исходе небывалого проекта. Нас поддержали в администрации области. А дальше волна сочувствия и материальной поддержки, в конце концов, сделала возможным старт плавания вокруг Земли.  Главный наш козырь состоял в том, что мы станем первыми, кто на спортивной яхте минует безостановочно Северо — Восточный проход.

Команда “Сибири” — это четыре человека. Капитан — Сергей Щербаков, его помощники — Сергей Кикоть и Александр Чулков, боцман — Владимир Шельменков. По одному участнику присоединялись на отдельных отрезках маршрута. Это тоже были омичи: Владимир Корниенко, Алексей Щербинин, Евгений Федоров, Алексей Декельбаум.

Наш путь “до моря” начинался, как и все дальние парусные походы из Омска, в июле. Сразу бы стоило оговориться, что речное плавание несравненно труднее морского. В море при любом направлении ветра можно продолжать свой путь к цели, используя, на худой конец, лавировку. На реке этого себе не позволишь.

Шиверы, перекаты, излучины с крутыми поворотами, замысловатая плавучая и береговая навигационная обстановка (во многих местах пришедшая в негодность) требуют изнуряющего напряжения. Впрочем, четверо в нашей команде четыре года назад уже проделали этот речной путь. Так или иначе, мы успешно справляемся с крутым нравом заметно обмелевшего Иртыша и многоликой Оби.

Все — речное плавание позади. Мы в Карском море — первом из арктических морей, получившем “прописку” на карте еще в 1737 г. Широта северная 73°, долгота восточная 73°. Магические, ни на что не делящиеся цифры. Без видимого пафоса, чтоб не сглазить начавшийся морской путь вокруг света, перебрасываем грот и стаксель на правый борт. Яхта резко прибавляет в скорости на курсе галфвинд. Курс по компасу 85° к пока еще невидимому о. Вилькицкого.

002

Первой же ночью (заметим, Солнце здесь не заходит — полярный день) произошло ледовое крещение: началась подвижка льдов. По образовавшемуся каналу мы прошли к подветренному берегу о. Длинный. В память о первом препятствии соорудили из плавника знак с надписью “Кругосветка яхты “Сибирь”. Омск. 5.08.”. Знак вынесли на вершину острова и привалили камнями.  Все, как в приличной полярной экспедиции.

Наутро ломаем голову — как преодолеть ледовую перемычку. Вызвали проходящие мимо атомные ледоколы “Россия” и “Таймыр”. С “России” нам погудели. Обнадежили обещанием помочь на обратном пути. Правда, не уточнили, когда это будет. Однако позднее от проводки отказались — нет разрешения из Мурманска. Может, это и к лучшему.

Страницы из дневника.

20.VIII. С трудом нашли коридор в движущемся ледовом потоке, выбрались на чистую воду и к сегодняшнему вечеру добежали до м.Челюскин. Оказывается, вдвойне приятно придти на вершину Евразии своим ходом. Встречало нас население полярной станции — все 15 человек. А когда — то здесь был даже свой детский сад! На широте 77°43’ сделали записи в книге почетных гостей.

Очень хотелось бы поподробнее рассказать о побывавших здесь экспедициях А. Норденшельда, Ф. Нансена, Э. Толля. Из простых смертных       м. Челюскина обогнул на 4метровой прогулочной гребной лодке “Пелла — фиорд” Евгений Смургис. Он останавливался здесь 26.VIII 1990 г. во время драматического кругосветного плавания, начатого в порту Тикси.  На следующий год первой из спортивных парусников здесь останавливалась яхта “Якутск”.

21.VIII. В наших условиях расслабляться — смерти подобно. Но, с другой стороны, в понедельник грех выходить в море. Остаемся, тем более что пограничники дали в нашу честь обед. Мы тоже не сплоховали — добавили к столу знаменитую обскую нельму. Повод торжественно отметиться был: решили создать Клуб покорителей мыса Челюскин “77 — 43” по аналогии с Ассоциацией покорителей мыса Горн “56 — 05”. Еще успели и пошутить, но, как только по местным часам наступил вторник 22.VIII, мы помчались на яхту и отдали концы.

В час ночи этого дня миновали знаменитый мыс, о котором его первооткрыватель Семен Иванович Челюскин написал в своем путевом журнале так: “8 мая 1742 г. Берег лежит небольшим выгибом… гораздо низок и пещаной”. Только здесь, на мысе Челюскин, осознали, что обречены на постоянную гонку на всем пути вокруг света.

003

А как сказать иначе, если любое опоздание в Арктике грозит зимовкой и потерей темпа. Опоздание на финише будет не менее опасно: Обская губа может замерзнуть прежде, чем мы появимся вблизи нашей ключевой точки 73° с. ш. — 73° в. д. Мы вынуждены спешить — не задерживаться даже там, где очень бы хотелось! При этом нужен резерв времени на непредвиденные обстоятельства.

Так что не мешкая, вперед — до Тикси! Весь дальнейший путь на восток врезался в память, как очень тревожный, временами — угрожающий. Иногда наша затея с переходом без зимовок до самого “Тихого моря”, как называли Тихий океан русские первопроходцы, казалась опаснейшей фантазией. Все —  же надежда на авось не внушала твердого оптимизма.

Вот и вглядываемся в горизонт всякий раз после получения ледового прогноза.  При этом всячески используем уже полученный урок: в любом случае быть ближе к берегу. Оказаться зажатым во льдах далеко от него — худший вариант сценария, отжимной ветер может унести яхту вместе с пленившими ее льдами…

25.VIII. В бухте Прончищевой полярная станция заброшена, но целехонька — хоть сейчас запускай дизель — генератор. Прибыли сюда вчера вечером, а утром устроили охоту на гусей. Отличился боцман. Вскоре на специально устроенных кострах начали опаливать добытых птиц. Увлекшись записями в дневник, я вдруг почувствовал мягкие толчки: “Да это же отлив пошел. Аврал!” — кричу береговой команде. Завели спинакер — фал, раскачали яхту и стащили ее на глубину…

  1. VIII. Вчера утром прибыли в Тикси. Мелкий ремонт, баня, пресс — конференция, фотографирование спонсорских флагов на фоне Тикси. Но надо спешить. Вечером того же дня вышли… Через сутки ветер, покрутив туда — сюда, задул с зюйд — веста со скоростью 30 – 40 уз. Целые сутки идем в снежном буране. Между вахтами резвимся на палубе, лепим снежную королеву, играем в снежки.

Стоянка в Певеке была такой же короткой и, как всегда, насыщенной событиями. Глава района Вячеслав Золотарев обеспечил нас всем необходимым. Мне показалось, что он отдал нам последнее районное знамя Чукотки. Такое тяжелое – на штаг не поднимешь, с древком, украшенным бронзовым сердечком со звездочкой внутри, с кистями и бахромой, но все равно — полку знамен от регионов России прибыло…

004

К 7.IX. приблизились к прол. Лонга, отделяющему материк от о. Врангеля. Даже боимся сказать вслух — не  уж – то пронесло? Без особой помпы и шума пересекли 180й меридиан и оказались уже в западном полушарии. Только перевести дух не удалось.  Затянуло нас в лед, и долго бились мы со встречным ветром, рискуя быть выброшенными на берег. На траверзе Колючинской губы — попутный ветер, снег, туман и появившаяся надежда.

15.IX. не менее знаменательное событие — пересекаем Северный полярный круг. Таким образом наше 50 — дневное плавание в Заполярье заканчивается, а между тем с момента старта в Омске минуло 75 суток. Теперь, когда до Берингова пролива остается 20 миль, мы уже смело вносим коррективы в свои планы. В общем — то запаздываем (ах, эти атомные ледоколы!), но зато мы прошли Севморпуть без посторонней помощи.

Чтобы сократить маршрут, решаем в Ном на Аляске не заходить, а идти на о. Кадьяк — первую столицу бывшей Русской Америки. От перечня важных, нет, великих терминов и названий, никак не отделаться. Всего за неделю мы пересекли границу двух полушарий, Северный полярный круг, обогнули в районе м. Дежнева крайний северо — восточный выступ Евразии, пересекли границы двух морей и океанов и, наконец, 17.IX прибыли в порт Провидения.

Здесь нам поставили печати в паспорта — яхта получила право на плавание в международных водах. У пограничников эта процедура почему — то называется тяжеловесно и настороженно: закрытие границы. 19.IX покидаем Россию. Как звучит! А между тем в море ничего не изменилось, все буднично и привычно.

Первую землю Соединенных Штатов — о. Лаврентия — мы оставляем по левому борту без всякого внимания. Преодолеваем следующее, теперь уже Берингово, море. Держим курс на прол. Унимак на Аляске. Встречный шторм переносим на энтузиазме, накопленном за месяцы неопределенностей и переживаний. Состоялось еще одно важное событие. Мы пересекли Линию перемены дат еще 19.IX и при движении на восток попали во вчерашний день — таково правило.

005

Этот сэкономленный день решили растратить сегодня — в воскресенье 24.IX. По окончании “выходного дня” даю команду вместо 25го числа на компьютере, часах и прочей технике оставить прежнюю дату и устроить себе второе воскресенье подряд. Но вот и пролив.

Попутный норд – вест с мощной догоняющей волной делает яхту малоуправляемой. Стаксель закрутили почти до предела, но и эта малая часть его шкотового угла тянет не плохо. Для управляемости включаю дизель на малом ходу. Используя GPS и электронную карту, вслепую становимся на якорь в бухте, где царит полней ший штиль.

29.IX. Вчера ночью после четырех дней отстоя решили пересечь прол. Шелихова и перейти на о. Кадьяк. Ветер нам не показался сильным — до                      30 уз — и ничто не предвещало беды. Однако, как только мы вышли на открытое место, встретились с аномальным явлением — волнами высотой более 10 м.

Ветер попутный, курс — полный бакштаг. Одна из волн прошла под нами, яхта внезапно перевернулась через правый борт и, сделав полный оборот, через 4–6 секунд снова стала на ровный киль. В это время на вахте стоял Сергей, пристегнутый страховочным концом (иначе бы мы его не выловили из беснующейся воды), а я отдыхал. Я четко осознал, что успел побывать на всех поверхностях, окружающих мою койку, включая подволок.

Трое других ребят попали в “бетономешалку”, вращаясь вместе с водой, продуктами, снаряжением. На палубе всем нам поначалу предстала не очень страшная картина, потому что дизель работал, как ни в чем не бывало. Потом, когда мы огляделись, стало неуютно.

Полностью сломало обе мачты на высоте краспиц; мы лишились спутниковой связи, навигации (спутниковой антенны), УКВ — связи, ветрогенератора, радара и анеморумбометра. Нам, однако, ничто пока не угрожало, подавать сигнал бедствия мы и не думали… Мы подняли обломки рангоута, восстановили связь, подключили GPS и электронную картографию и к вечеру вошли в бухту на южной оконечности о.Кадьяк.

006

3.X. Сегодня перешли в главный город острова — Кадьяк. Это рыбацкий порт с населением около 6000 человек. Здесь у властей получили визы на полгода. Встречают нас как героев и всячески балуют вниманием. Планируем поставить новые мачты, но это дорого и пока — на переход в более теплые места — решаем за умеренную плату восстановить сломанные во время “оверкиля” старые мачты.

На это денег должно хватить, но мы останемся “на бобах”. Разговоры о мачтах невольно подводят к мыслям о стратегии дальнейшего перехода. Проход Панамским каналом пока не рассматривается, но ясно и другое — мыс Горн с таким рангоутом огибать нельзя. Когда — то это должно было случиться. В 2.00 пополудни 18.X мы покидаем гостеприимный Кадьяк так, словно покидаем родину.

Настроение подстегивает тихая умиротворенная погода, будто мы не где — то на краю света, а у друзей на петляющей среди лесов реке Оми. Гонка, сидящая в мозгах, делает нас равнодушными даже к символам нашей великой истории. Где — то слева проплыл в туманной мгле о. Каяк — место где первые русские с корабля Беринга “Св. Петр” высадились на берег Америки 20 июля 1741 г.

Как и для журавлей — наш курс на юг, к теплу. Нам сказали, что плавать в шхерах архипелага Александра, состоящего из более чем 1000 островов, одно удовольствие. Тем более что большинство из них носят имена русских моряков. Центром всей “русскости” на Аляске является, конечно же, Ситка — бывший Ново — Архангельск.

007

Здесь была резиденция правителя Александра Баранова и его преемников, вплоть до дня продажи русских владений Америке. Нет, не хочется смотреть ни на храм Михаила, ни на злополучный флагшток, с которого спустили некогда российский флаг. Лучше пойдем в Петерсбург. На узкий и извилистый путь среди островов вступили после ночевки в уютной марине Элфин коув.

Тем более что задуло до 40 уз. Наутро идем между островами. Слева — о.Адмиралтейский, справа — о.Чичагова. Далее проливы Чатам и Фредерик. Названия проливов — американские, а всех островов — русские. Да и сам Питерсбург — главный город графства (понашему — района) “Врангель—Питерсбург” — приютился на о. Купреянова.

Мало того рядом с тезкой бывшей российской столицы приютился городок Купреянов — и все это в честь одного из правителей Русской Америки Ивана Купреянова.

Сергей Щербаков, капитан яхты “Сибирь”;

фото автора и участников плавания;

литературная запись Василия Галенко.

Источник: «Катера и Яхты»,  №179.

10.09.2015 - Posted by | Путешествия. | , , , ,

2 комментария »

  1. Возможно с Питера до реки Лена проити своим ходом.????на моторной яхте.

    комментарий от Валера | 05.08.2016 | Ответить

  2. Доброе время суток! Хотел совет бывалых как проити этот маршрут Питер тикси.вкакое время лучше идти?может с кем-то в паре.с уважением Валерий

    комментарий от Валера | 06.08.2016 | Ответить


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: