Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Печальное открытие. Снова о стеклопластике.

dscn0744 - 001 - 00

По просьбе читателей мы стараемся давать зеленую улицу любым (к сожалению, редким) конкретным сведениям о конструкции и технологии изготовления современных малых судов за рубежом (см., например, “Американский катер — а что внутри?” в “КиЯ” № 183). Поэтому острый критический материал под полным названием “Печальное открытие, или «Выпускаются ли еще стеклопластиковые суда?», опубликованный на сайте “Агентства Д. Паскоэнд Ко”, сразу же привлек внимание наших специалистов.

Предлагая вашему вниманию сокращенный его перевод, подчеркнем, что меньше всего хотели подорвать доверие читателей к стеклопластику и “усовершенствованным композитам”, как и к продукции ведущих специализированных фирм. Тем более, что нам неизвестно их мнение по поводу причин поломок, осмотренных сюрвейером Дэвидом Паско.

Однако отметим, что он известен в США как авторитетный автор 150 статей в технических журналах и нескольких книг, в том числе таких, как “Обследование стеклопластиковых моторных яхт” (2001 г.) и “Справочник покупателя лодки с подвесным мотором” (2002 г.). Продукция наших специализированных судостроительных центров, накопивших немалый опыт постройки стеклопластиковых судов всех размерений — от картопмини до серийных 320тонных тральщиков, считается достаточно надежной.

В последнее время возникло немало мелких производств, в том числе и таких, о качестве продукции которых трудно сказать что — нибудь определенное. Еще сложнее оценить работу самодеятельных судостроителей — любителей, пользующихся случайными материалами, не имеющих нужного опыта и надлежащих условий. Обратить их внимание на первостепенную важность вопросов контроля качества — такова цель этой публикации.

Над ФортЛодердейлом в прошлом году пронеслись два небольших урагана и один тропический шторм, повредившие лодки беспечных владельцев. Эти суда попали на распродажу, в связи с чем я их и осматривал. Многие из них выглядели так, будто — их в открытом море застиг свирепый ураган Эндрю, а вовсе не шторм со скоростью ветра около 12 м/с.

001

Поскольку тут нет больших открытых водных пространств — лишь реки да каналы, на которых высота волны не превышает 0.5 м, я начал чесать затылок, не понимая причины довольно серьезных повреждений. Ведь чтобы полностью разрушить стеклопластиковый корпус, требуется в течение долгого времени подвергать его сильным ударам, после чего обычно появляются следы в виде глубоких трещин или выбоин по всей длине корпуса.

Но здесь налицо были разрушения без каких — либо следов такого воздействия. Иначе говоря, эти лодки оказались повреждены после всего нескольких сильных ударов, а вовсе не продолжительного изматывающего битья. Повергло же меня в полную депрессию то, что все эти разбитые корпуса открыто демонстрировали абсолютно незнакомые мне материалы, из которых они были некогда изготовлены.

Очень трудно было определить, из чего сделаны эти суда. На  сайте  моего  агентства (www.yachtsurvey.com) я опубликовал много материалов о сэндвичевых конструкциях, поскольку время показало, что далеко не всегда они надежны. Применение материалов, подобных пенопластам, влечет за собой массу проблем, главные из которых — расслоение сэндвича.

Но сегодня мы становимся свидетелями того, как появляются новые материалы, часто именуемые “advanced composites” — усовершенство ванные композиты. Под композитами обычно понимают несколько склеенных вместе материалов. Кусок древесины с наклеенным на него пластиком, с технической точки зрения, является композитом.

Сэндвичевая палуба с бальзой внутри — это тоже композит, хотя чаще мы называем такую конструкцию именно сэндвичем, поскольку уже хорошо знаем, что стоит за этим словом. А когда в рекламе звучат слова “усовершенствованные композиты”, то совершенно неясно, что вообще имеется в виду. Свидетельства тому запечатлены мной на приводимых фото.

002

Можно ли все показанное называть стеклопластиком? При изготовлении этих корпусов использовалось очень мало стекловолоконных армирующих материалов, но много чего — то совсем иного. Наглядный пример — катер, у которого борт состоял из одного слоя тканого ровинга и двух тонких слоев стекломата, остальное же представляло собой подобие хрупкой шпатлевки.

Еще у одной лодки корпус состоял всего из двух слоев стекломата, на всем протяжении разделенных слоем шпатлевки. Конструкционный армирующий материал полностью отсутствовал, был один лишь слабый стекломат. Одного взмаха молотка хватило бы, чтобы пробить борт этой лодки. (Что я подразумеваю здесь под словом “шпатлевка”? Внешне этот непонятный материал похож именно на нее. Огромное его количество оказалось буквально выворочено наружу и без усилия крошилось под пальцами.

В разных лодках я находил подобную субстанцию серого, розового и коричневого цветов.) Совершенно очевидно, что стекловолокно в этом корпусе составляет абсолютно мизерный процент от общей толщины. Что вы скажете по поводу 8 – метрового катера, борт которого имеет толщину около 5 мм, причем 3 мм из них приходится на некую “шпатлевку”? То есть конструкционный материал (вкупе с гелькоутом!) составляет всего около 2 мм толщины.

Для меня теперь совершенно ясно, почему так много лодок из усовершенствованных композитов развалилось на части после непродолжительного шторма при отсутствии значительного волнения. Сказанное относится не к одной — двум лодкам, а ко множеству судов, при чем разных фирм — производителей (если верить надписям).

Среди судов, изготовленных методом традиционного формования, не было ни одного, имевшего повреждения, хотя бы отдаленно похожие на те, что обнаружились на этих “усовершенствованных композитах”. Среди старых лодок выпуска 70х гг. были изрядно побитые экземпляры, но ни одна из них не развалилась на куски.

003

006

Возможно, и удалось — бы найти пару трещин, но в основном встречались следы от ударов и трения. Если это и есть прогресс, то заслуживает глубокого сожаления нынешнее состояние, в котором оказалась часть малого судостроения. Все, что мне удалось увидеть, это очевидные признаки начала разрушения материала, и уж неважно, как они влияют на проблему осмотического вспучивания гелькоута.

Ведь если стык борта с палубой расходится, по скулам идут глубокие трещины, а от корпуса отслаиваются переборки, шпангоуты и стрингеры, то к чему рассуждать о высококачественных смолах? Что меня как сюрвейера беспокоит больше всего, так это то, что мы по — прежнему считаем эти лодки стеклопластиковыми. Как можно назвать стеклопластиком тот материал, в котором содержание собственно стеклоткани всего 10–20%?

Всякий раз, когда сюрвейер обозначает в своем отчете некое судно как стеклопластиковое, он предполагает, что в его конструкции не используются никакие другие материалы, кроме обычных заполнителей (пенопластового или бальзового). Теперь же возникло огромное количество новых, но никому неизвестных материалов, свойства которых наглядно показывают — многих из них пока лучше всего избегать.

Прежде чем както исследовать и классифицировать новые материалы таких корпусов, их нельзя рассматривать как изготовленные из стеклопластика. Так незаметно мы вступили в эру “лодок из шпатлевки”. Постройка лодок из тех твердых, но хрупких материалов, о которых я здесь говорил, приводит к растрескиванию их корпусов при малейших ударах.

Эти трещины могут быть не видны снаружи, но со временем повторяющиеся знакопеременные нагрузки преподнесут неприятный сюрприз, когда вся полимерная матрица разрушится одномоментно, причем впитанная влага и возможные химические изменения будут здесь ни при чем. И совсем плохо то, что точно сказать, из какого материала изготовлен корпус нарядной новой лодки, глядя на нее, теперь уже невозможно.

004

Армированный стекловолокном пластик — таково полное название материала, что уже свыше сорока лет применяется для постройки стеклопластиковых судов. Он состоит на 65% из тканого стекловолокна и на 35% синтетической смолы. Все это время конструкционные стеклоткани изготовлялись из непрерывных тканых волокон, длина которых может быть длиной со всю лодку.

На сегодняшний день существует множество разновидностей переплетений этих волокон, но сами они являются непрерывными. На заре малого стеклопластикового судостроения некоторые фирмы пытались строить лодки из рубленого стекловолокна, перемешанного со смолой и вдуваемого в формовочную матрицу.

Длина этих волокон составляет 3–4 дюйма и в матрице они похожи на завитые пряди волос. Однако очень скоро все поняли, как слабы ламинированные материалы, выполненные на основе столь коротких волокон. Подобные “напыляемые” лодки имеют тенденцию к скорому разрушению, и поэтому очень быстро исчезли со сцены.

Сегодня при помощи напыления изготавливают душевые кабины, автомобильные бамперы и корпуса автомобилей “Chevrolet Corvette”, поскольку от них не требуется такой прочности, как от корпуса лодки. Это не значит, что стекломаты совсем исчезли из судостроительных цехов. Они попрежнему используются практически во всех лодках для предотвращения проявления текстуры стеклоткани на поверхности гелькоута.

007

Очень тонкие слои стекломатов размещаются также в промежутках между тяжелыми слоями плотной стеклоткани во избежание излишней концентрации смолы в этих местах, а также там, где не требуется очень высокая прочность. (Одна из наших недавних претензий к тайваньским лодкам как раз и заключалась в том, что в их конструкции очень широко используются стекломаты.)

Другой недостаток стекломатов состоит в том, что они плохо пропитываются смолой и остаются пористыми. Применение в больших количествах напыляемых стекломатов и есть частая причина возникновения осмоса внутри мата, прилегающего непосредственно к гелькоуту. В корпусах же тех лодок, что представлены на снимках, тканого стекловолокна еще меньше, чем в лодке из напыляемых материалов.

Попросту говоря, в них никакого волоконного армирования нет, а единственный тканый слой внутри неспособен сыграть роль большую, чем жестяной лист, пытающийся придать жесткость одеялу.

Дэвид Паско. Сокращенный перевод Вадима Зимы.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №185.

27.08.2015 - Posted by | стеклопластик | , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: