Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Атлантические заметки. Часть 2.

00 - 00116

Жители французского городка Дуардене, за малым исключением, так или иначе связаны с морем, обработкой рыбы, судоремонтом. Им был особенно итересен “Святитель Николай”, построенный по старинным чертежам в Петрозаводске. Местные спецы с огромным любопытством наблюдали, как у них на глазах карельские мастера сшивали из привезенных домашних заготовок рыбачью лодку. А на осушке мы сами стали свидетелями того, как бретонцы устраняют течь деревянного корпуса.

Никому из нас прежде не приходилось вставать на осушку, т. е. на дно прибрежного мелководья, обнажающееся при отливе. Работать на площадке можно только до начала прилива — немногим более трех часов. В тот день высота полной воды достигала 4 м. С началом отлива в шесть утра яхта уже была ошвартована продольными шпрингами и прижимными концами к каменной стенке над площадкой осушки.

С топа грот мачты к рыму в центре зеленого берегового газона провели и закрепили спина кер фал. На правый борт вывесили все имеющиеся кранцы. Мы делали все, что приказывал бретонец, назначенный капитаном порта на роль главного по осушке. Вода убывала довольно быстро. Потравливая концы, мы ждали, когда яхта коснется фальшкилем бетона.

Незадолго до этого момента был немного обтянут спинакер фал, чтобы “Флора” получила небольшой крен и как бы облокотилась на стенку. Затем с берега было велено подстраховать спинакер фал тугими шлагами прочного конца в обхват мачты и мощного скоб трапа, вмурованного в стенку.

Экипаж был обязан оставить яхту и не спускаться на нее без острой необходимости. Несмотря на ранний час, первыми на бетоне площадки оказались юные отпрыски рыбаков. Голоштанные добытчики, перемещаясь по площадке по пояс в воде, извлекали из нее сачками мелкую морскую живность.

Мы последовали за ними — опустились в воду и начали выискивать на подводной части яхты “слезы ” от вытекающей из пазов трюмной воды. “ Слез” оказалось меньше, чем ожидалось. Вероятные места течи обводились фломастером. Затем вывинтили сливную пробку, осушили трюм, и два молодых бретонца приступили к работе. Вырубили немного дерева в нижней части шпунтового пояса и по — сырому врезали в вырубку планку на герметике и шурупах.

Еще две небольшие заплатки из шпона на герметике и гвоздях появились на кормовом подзоре. А основное полезное время пребывания на осушке ушло на герметизацию тончайших щелей в узле соединения ахтерштевня с контртимберсом… натуральным бараньим салом (такое сало на наших рынках называют нутряным).

Бретонцы поочередно высверлили в дереве два отверстия большого диаметра и притертыми деревянными “поршнями” стали через них досылать к месту соединения брусьев эту набивку: сало забивалось, как пыжи в старинный пистолет, с той лишь разницей, что в работе использовалась кувалда.

Когда тонкие прожилки продукта начали выдавливаться из “волосяных” щелей соединения, первый “поршень” забили до отказа и обрезали, превратив в чоп. Та же операция была проделана с противоположного борта. А тем временем начался прилив, пришлось быстро собрать инструмент и подняться на берег.

По мнению мастеров, других мест поступления воды не имелось, нам их тоже выявить не удалось. (Тем не менее яхта продолжала течь. Не смертельно, но заметно.) В надежде поднять “Флору”на берег в Ла Корунье мы простились с Дуардене и повели счет милям Бискайского залива. Ветра держались попутные, но слабые.

Периодически приходилось включать дизель. Наверняка это тягомотное плавание ни чем бы не запомнилось, если бы не дельфины и киты. Первого мы встретили на четвертый день пути. Он медленно проплыл встречным курсом на значительном удалении от яхты. Затем появились четыре кита.

001

Они поочередно устремлялись в нашу сторону и, сблизившись с яхтой, выполняли сольные номера — проходили не менее ста метров “штопором”, работая мощным хвостом, вывернутым на манер судового винта. Животные подходили так близко, что можно было ясно видеть их чистые тела без каких либо следов обрастания и повреждений от зубов хищников.

Каждый “штопор” завершался стремительным погружением под яхту. Никому из нас ни разу не удалось предугадать, в каком месте кит вынырнет на поверхность. Хуже другое: никто не мог утверждать, что “ смертельные трюки” не обернутся нападением на яхту! Но киты, видимо, знали, что ваш покорный слуга никогда не пополнял судовые запасы консервами из китового мяса, и на “Флору” зла не держали.

Продемонстрировав мощь и мастерство, красавцы выстроились в линию и начали удаляться. В этом плавании живых китов мы больше не встречали, а вот мертвые попадались. Рассказывать о таких эпизодах нет желания. Остается только молиться, чтобы Всевышний оберегал яхты от столкновений с останками исполинов.

Если в экипаже нет хотя бы одного мастера на все руки, появление неразрешимых проблем неизбежно. Таким признанным мастером проявил себя Дима, он же Дмитрий Сергеевич, он же просто Сергеич, в миру — системный администратор Сисадмин.

Комплектация аптечки и обслуживание механизмов, закупка продовольствия и контроль за электроникой, составление коктейлей и извлечение из прибора “Везерман” прогнозов погоды — все это, как и многое другое, наряду с несением ходовых вахт удавалось ему без видимого напряжения. К тому же, он на борту продолжал воспитывать сына Олега, постоянно погруженного в интернет студента колледжа.

Олег стал хорошим рулевым, научился готовить на качке без отрыва от ноутбука. Но сын и отец проводили в море отпуск, как бы отдыхали. И чтобы их отдых стал полноценнее, решено было развести их по разным вахтам. На всякий случай. Наш Сисадмин стоял вахту с Петровичем — хозяином яхты. Но кто из них был главнее, до сих пор не установлено.

Представляете, например, как Петрович маялся на руле, когда Сергеич налаживал на корме промысловую снасть. Было это ранним утром в прекрасном заливе Эл Ферроль на подходах к Ла Корунье. Спокойную поверхность залива рябил Макрельный ветер — верный признак промысловой удачи.

002

Сергеич то вытравливал длинную лесу, то выбирал ее, стараясь не пойматься на свои крючки. Рулевой ждал, когда раздастся победное: “Есть!” Этот момент наконец то наступил. Первая серебристая рыбина билась на борту. За ней вторая, третья… Как тут было не поменяться местами, “привязать” Сергеича к штурвалу, а самому занять его место на корме.

Там, где очень даже клюет! В Спортивный порт (Пуэрто Депортиво) — т. е. в Королевский яхт клуб “Наутико” — яхта входила, распространяя аромат жареной рыбы. В день прихода в Ла Корунью мы сразу же подняли “Флору” на площадку новой верфи для малых судов.

Яхту поднимали и перемещали по берегу “Тревел лифтом” на четырех высоких “ногах ” с поворотными колесами. Такие машины есть во многих зарубежных маринах. Управляет лифтом один оператор, он сам подводит под корпус стропа, когда яхта или катер встают в специальный небольшой открытый док.

Спуск еще проще: судно выходит из потравленных стропов своим ходом. На верфи пришлось иметь дело с двумя Хуанами и одним Виктором. Мы общались три дня, четвертый пришелся на религиозный праздник и оказался нерабочим. Количество “заплат” на подводной части “Флоры” возросло. Их ставили по мере подсыхания дерева, опять же на герметике и шурупах.

Жили и питались мы на борту. Удобства находились далековато — в недостроенном эллинге верфи, но народ не роптал. Тем более, что два из четырех дней ушли на поездку в Мадрид. Мне испанская столица была знакома, да и при яхте кому то следовало остаться. Так что я работал с Хуанами и Виктором, выполняя простейшие ремонтные операции.

Охранять яхту по вечерам не было необходимости — верфь обнесена ограждением, поэтому после рабочего дня я отлучался в город и общался с давними друзьями, постоянно живущими в Ла Корунье. Они многое сделали для экипажа на протяжении двух стоянок, были нашими заботливыми покровителями.

Здесь следует ненадолго прерваться. Настал момент оставить верфь и Испанию для плавания в Лиссабон. И по прежнему с течью, хотя и не столь интенсивной. В свое время “Флоре” вручили приз за третье место в гонке из Английского канала на Испанию. Он представляет собой керамическую миниатюру в виде маяка Геркулес.

Яхта могла финишировать и лучше, но в Бискайском заливе порвался штуртрос. Пришлось, теряя время, лечь в дрейф под бизанью. Менял трос Сергей Тимошков. На “Флоре” он был помощником капитана (теперь все знают Сергея Валентиновича как капитана “Мира”). А о Геркулесе вспоминаю я потому, что и на сей раз он снова, собственной персоной, указывал нам путь в океан.

003

За мысом Финистерре яхту подхватит португальский норд и за неполных три дня донесет до Лиссабона. После двухсуточной стоянки мы спустимся по полноводной Тежу к отправной точке перехода на Канары и опять получим благоприятный ветер, с которым за шесть дней дойдем до Тенерифе. В островной гавани Лос Христианос мест не окажется.

Придется встать на рейде на якорь. Не примут нас и в соседней марине Пуэрто Колон, правда, там хотя бы разрешат бесплатно простоять ночь у причала заправочной станции. Стоянка окажется весьма неудобной из за тягуна, вызванного отраженным от берега прибойным волнением.

Топливо на острове дешевле, чем на континенте. Заполнив им танк, мы вернемся в Лос Христианос и простоим там на якоре до скорого отхода. С берегом придется сообщаться посредством крохотной яхтенной надувнушки. Все острова одинаковы. Они либо хранят зарытые сокровища, либо их там нет, — так утверждал опытный пират из книги Стивенсона.

Для нас стала бы настоящим кладом душевая кабинка с горячей водой, но отыскать таковую не удалось. Пришлось довольствоваться холодным душем, в котором вода не совмещалась с мылом или шампунем. Душ находился на ремонтной площадке для маломерного флота. Именно там обитали “тезка” писателя — черный спаниель Стивенсон и его хозяйка — пожилая англичанка из интернационала “морских цыган”.

Счастливой она не выглядела, хотя и не унывала. У нее была своя неторопливая сага о столкновении в океане с другой яхтой, о полученной пробоине, о пожаре на борту и, тем не менее, счастливомприбытии на Тенерифе.

— Стивенсону вся эта история очень не понравилась, — заключила она. — А что с той яхтой? Утонула, но жертв не было…

Увлекательный мир парусов! Хозяйке спаниеля предстояло завершить давно начатый ремонт, спустить яхту и доставить Стивенсона в Соединенное Королевство. Ей хватает пенсии на неизбежные расходы. Не шикуя, они вдвоем со всем справятся и рано или поздно, но приплывут в свою Англию. Почему в маринах острова нас не торопились принять?

Они постоянно забиты частными яхтами и катерами. Здесь даже огромные катамараны ставят в гавань. Плати и стой. А хочешь — плати и мотайся по океану, никто не займет твое место до возвращения. Обычная практика, рассчитанная на людей с деньгами. На бесплатной рейдовой якорной стоянке тоже неплохо. Но здесь главное — не прозевать ухудшения погоды с изменением ветра.

Важно успеть быстро сняться и уйти в океан, чтобы не оказаться на пляже. Кстати, пляж в Лос Христианос нам не приглянулся. Узкая полоса лавового песка, с утра до вечера забитая отдыхающими. Экипаж выбрал купальню попросторней. На топенанте вынесли за борт грота гик, соорудили тарзанку. В теплые волны бултыхались в невероятных позах. Брызги летели до краспиц.

Апофеозом игрища стало построение многолучевой звезды: купальщики взялись за руки и замкнули круг, лежа на воде лицами вниз. Смертельный номер! Домой улетали рыбаки и Олег. В экипаж вошли два профессиональных штурмана, два Владимира — Кучинский и Бажин. Первый прежде ходил на “Флоре” . Второй довольно быстро освоился на яхте.

Прибывшим, а также старпому Алексею Архилову и мне предстояло пройти до Ла Коруньи 1200 миль без заходов. Шли против Канарского, а затем Португальского течений. Не везло с ветром, пришлось пережить и шквалы, и затяжной штиль. На десятый день плавания вошли в порт. Отсюда оба Владимира отправились домой — свободным временем они не располагали.

Только через девять дней ожидания прилетел рижанин Руслан Воеводин, тоже профессиональный моряк. Он мог оставаться с нами до Голландии. Испанцев, желающих бесплатно пройтись на русской яхте, не нашлось. Так и вышло, что 28 августа мы вышли на Амстердам втроем. Вынужденная задержка в Ла Корунье не была в тягость. Яхт клуб “Наутико” удобен и демократичен.

Сутки стоянки здесь обходятся в 30.45 евро. Плата за душ, пресную воду и электроэнергию дополнительно не взимается. Литр дизтоплива на клубной колонке стоит 0.8 евро. Часть бонов тем летом находилась на ремонте, свободных мест в гавани почти не было. Стоянка на рейдовых буях обходилась в два раза дешевле, а за линией буев можно было стоять на якоре бесплатно.

004

Центр города — в пятнадцати минутах ходьбы. Продукты сравнительно недорогие. За несколько евро можно объехать на такси всю Ла Корунью и ближайшие окрестности. В городе чисто, много музеев. Потоки организованных туристов и толпы пилигримов паломников привлекает древняя католическая святыня — собор Сантьяго де Компостела.

Все горожане фанатично болеют за свою футбольную команду “Депортиво”, любят принимать международные парусные регаты. Перед отходом возвращаюсь из города. У клубной калитки меня останавливает человек в штатском, предъявляет полицейский жетон, ведет во внутренний двор к ограде и заставляет через нее перелезть.

Ничего не понимаю, но подчиняюсь. Лезу. За оградой меня принимает другой полицейский и ведет туда, где на солнцепеке уже томится человек двадцать случайных прохожих. “Террорисмо!” — говорит сопровождающий. Ученье? Нет, все очень серьезно! Ла Корунья замерла в тревожном ожидании взрывов. Они, согласно поступившей информации, могли прогреметь в четырех местах.

Здание яхт клуба и прилегающая территория были объявлены потенциально опасными. С прибытием Руслана “Флора” без промедлений направилась в Бискайский залив. Переход получился скорым, но на подходе к Уэссану заштилели. Пришлось включить двигатель, он работал довольно долго и ровно, но заглох совершенно неожиданно.

Оказалось, на винт намоталась притопленная сетка, которую рулевой не мог заметить. Это была не промысловая сеть, а такелажная сетка для грузовых работ. Мощная, с мелкой ячеей из двойной синтетической нити. Авралили около часа, вытягивая сетку на корму и разрезая на части. (В Амстердаме обрезки заняли два больших мусорных контейнера.)

Потеря светлого времени из за аврала вынудила огибать Уэссан со стороны океана. На ночь глядя, входить в Фур не решились. Английский канал, буи зоны разделения движения, яркие огни маяков Старого Света, прибрежные фарватеры французских и бельгийских вод и, наконец, Эймейден — шлюз для малых судов на входе в широкий Нордзее канал.

Голландцы когда то придумали яхту, они же сделали яхтинг весьма притягательным для всех гостей страны. На шлюзе и за проход каналом платы не взимают, движение открыто круглосуточно. Любому катерку с одним единственным человеком на борту шлюз откроют незамедлительно. И внутри Голландии, открывающей любительским судам путь по внутренним путям в разные страны континента, созданы все условия для плавания с комфортом.

В любых узкостях можно ходить под парусами, если позволяет осадка и не мешают низкие неразводные мосты, но таких мест встречается очень мало. Миновав канал, мы свернули налево в знакомую, защищенную от всех ветров и волнения марину “Сиксхавен”. 0на невелика и вечно заполнена. На ночь здесь встают, не оставляя свободных проходов.

Движение начинается с восходом солнца. Яхты и катера отходят, выпуская из марины желающих уйти, и быстро занимают освободившиеся места. Стоянка обходится в 18 евро за сутки. Расход электроэнергии не лимитирован. Жетон в отличный душ стоит 0.75 евро. До центра Амстердама рукой подать. Туда часто ходит бесплатный паром.

Мне предстояло задержаться в “Сиксхавен” почти на две недели, чтобы в одиночестве дождаться новых членов экипажа для продолжения перехода. “Флоре” было отведено спокойное и удобное место по соседству с прочими “долгожителями” марины. Слева стояла великолепная яхта, на которой обитали приятная голландская супружеская пара и старый лабрадор по имени Бой.

Интересно, что чайки над гаванью почти не летают и соответственно палубу не пачкают: их с яхт не подкармливают. Как тут не вспомнить шутливое утверждение моряков, считающих, что за голландскими судами чайки не летают, потому что команды на них очень экономные и все съедают сами. Я выбирался в город размять ноги, позвонить домой, купить свежих продуктов.

На яхте всегда есть, чем заняться. Время летело незаметно. Наконец, прибыло пополнение — старпом с “Акелы” Олег Ивашкин, Александр Дерюгин, приобщающийся к парусному крейсерству, вернулся уезжавший Архипов. Прощай, “Сиксхавен”! Осень вошла во вторую половину сентября. Вовсю работали зюйд весты, как правило, штормовой силы.

Для нас они были попутными. До Балтийска шли с хорошей скоростью, по пути только в Киле пришлось задержаться на сутки, чтобы переждать 9 балльный шторм. В Балтийске команда увеличилась до пяти человек, в нее вошел москвич Михаил Большаков. И снова “Флора” со штормовыми попутными ветрами устремилась к дому. В сутки проходили по 160–170 миль под одним кливером.

Так продолжалось до причала в Гавани Васильевского острова, куда пришли 28 сентября. Итак, без малого 100 дней вне дома. Пройдено около 7000 миль. Неплохо для начала, особенно для людей зрелого возраста. Работа и береговые дела не отпускали надолго в море.

Проблемы со свободным временем для большинства неизбежны и, надо полагать, будут таковыми и в будущем. Но океан манит. Намечаются новые маршруты. Даст Бог, они будут пройдены.

Виктор Гусев, капитан яхты “Флора”.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №198.

07.08.2015 - Posted by | Путешествия. | , , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: