Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Катамаран «Дельфин».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Этот катамаран спроектирован автором в 1966 году с использованием опыта постройки и эксплуатации нескольких ленинградских гоночных лодок. Остается сожалеть, что своевременно он не был тиражирован, и не внес свою лепту в развитие этого класса судов. Обводы соответствуют лучшим мировым образцам и за без малого 50 лет не устарели. Более того, обводы олимпийского «Торнадо» ничем не лучше!

Несомненно, сейчас, когда получили распространение разнообразные высокопрочные материалы и профили из легких сплавов, катамаран мог бы встать в ряд современных гоночных судов. Сравните обводы «Дельфина» и московского «Ивана» – есть нечто неуловимо схожее.

Однако у первого катамарана скула-водоотбойник у носовой оконечности резко поднимается вверх – с тем чтобы при неизбежном дифференте на нос и при плавании на волнении возникающие гидродинамические силы способствовали всплытию носа вверх, а вода отбивалась по возможности от борта, уменьшая смоченную поверхность.

Эту же цель автор преследовал, проектируя катамаран «В», на корпусе которого установлены водоотражающие носовые ребра, также резко задранные вверх у форштевня. Парусное вооружение «Дельфина» выглядит несколько старомодно – это почти копия английских катамаранов той поры. Однако не будем судить слишком строго.

Современные материалы позволяют создать мачту-крыло весом не 30 кг, а в два раза легче! У автора проекта вся мачта обтягивалась фанерой толщиной 2 мм, тогда как буеростроители — гонщики Щеглов, Лебедев, Гире в  те же годы уже обтягивали фанерой лишь лобовую часть крыла, а большую часть – легкой тонкой тканью.

Из оригинальных особенностей «Дельфина» отметим большую полноту носовой оконечности, пологие батоксы в корме и, конечно, развитый слом борта при жесткой овальной по бимсам палубе. Хорошо известный «Торнадо» такой полноты в носу не имеет, к сожалению. Корпуса нашего очень известного катамараностроителя Г. С. Адрианова также существенно отличаются подъемом батоксов в корме.

001

003

004

 

Вспомним, сколько лет мы слепо размножали эти батоксы на яхтах всех классов, писали диссертации, забывая наставления наших учителей Апухтина, Войткунского, Ермаша. И только заметив «новые» веяния в яхтостроении, вспоминаем уроки многолетней давности – Г. Александровского с его корпусами килевых яхт глиссирующего типа, швертботы Р. Е. Алексеева, С. Ухина.

Ведь не всегда яхты плавно лавируют при легком бризе. Прототипом представленного катамарана послужил английский Hellcat 111-S. Естественно, использована только идея, поскольку ничего кроме фотографии судна на ходу в руки автор не получал. Площадь мачты-крыла составляет       7 м2.

Ликпаз мачты кривой (см. чертеж мачты-крыла). Вооружение типа «Кэт» позволяет разгрузить мост судна и применить более легкие связи. Кроме того, применение кривой передней шкаторины удобно при необходимости рифить парус, при этом профиль сечения паруса продолжает быть управляемым.

Крутизна лавировки на 10–15° ближе к ветру, чем у катамаранов с традиционным вооружением.  Обводы корпуса округлые, с постоянным углом входа ватерлиний в носовой надводной части, с транцевой кормой. Необходимость пологих  батоксов в корме вызвана ожидаемой большой скоростью судна; тогда экипаж смещается к корме, а вода отрывается от транца.

006

007

008

При изогнутых батоксах в корме может проявиться явление подсасывания кормы к воде. Сегодня это знают и зарубежные проектировщики крупных яхт, значительную часть дистанции проходящих полным курсом. Обратим внимание на особенность образования обводов серийных катамаранов             «КВ-1», которых было выпущено много сотен.

Сечения образованы  дугами, центры которых несколько сдвинуты от ДП. Картинка общего вида кочует из одной книги в другую без ссылки на источник информации – выданное В. М. Алексееву авторское свидетельство №471234, где дано описание смысла этого решения.

Корпус должен иметь оболочечную конструкцию, набором служат только привальные брусья, швертовый колодец и бимсы. Незначительные по абсолютной величине «цепные напряжения» в наружной обшивке объясняются ее сравнительно большой толщиной, что позволяет обходиться без часто расставленных шпангоутов. В деревянном варианте предусмотрены форштевень и килевая балка.

Фанерный вариант с диагональной обшивкой обычно строят на деревянном «болване», изготовление которого окупается при серийной постройке. Единичный образец легко построить по лекалам из фанеры в один слой с заусовкой листов. При постройке корпуса из пластика на лекалах укрепляют пенопласт, который тщательно подготавливают под оклейку, а затем покрывают стеклопластиком сначала снаружи, потом изнутри.

005

Не забудем о применении несимметричных швертов. Катамаран предназначался для участия в гонках на круговой олимпийской дистанции с гарантированной глубиной, поэтому на нем устанавливались жесткие облегченные неподъемные рули и шверты, на других акваториях потребуются вращающиеся шверты и рули.

Для желающих строить судно, а их было очень много, особенно в районе Камского водохранилища, приведем и таблицу плазовых ординат. Хотя можно просто увеличить проекцию «Корпус» в нужное число раз на компьютере или с помощью проектора.

Владимир Алексеев.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №253.

 

01.06.2015 - Posted by | Многокорпусники. | , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: