Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Яхта, этика и этикет – морская культура и морская практика.

00 - 00

Разговор о яхтенной этике как неотъемлемой части морской культуры представляется важным и злободневным. Наш парусный флот за последние десятилетия заметно вырос. Только мореходных крейсерско — гоночиых яхт, имеющих официальные мерительные свидетельства, у нас сейчас уже более 2000. Плавают они все больше и дальше. Расширяется сеть яхт — клубов, секций, детских школ. Парусный спорт привлекает все новых приверженцев, Koтoрых просто необходимо знакомить с общепринятыми нормами поведения на яхте, существующими традициями, неписаными законами мopскoгo этикета.

Однако в крайне скудной литературе для подготовки яхтсменов таких материалов практически нет. Даже в нашем основном учебном пособии «Школе яхтенного капитана» вопросы морально — этнческого плана не освещаются. В разделе «Обязанности капитана», занимающем всeгo около четверти страницы, лишь упомянуто, что капитан «должен требовать исполнения советских законов и спортивной этики». И никакого намека на то, что конкретно имеется в виду, что именно можно и нужно требовать!

Вот и получается, что каждый толкует эти нигде не сформулированные нормы и расплывчатые традиции по — своему, в меру собственной эрудиции. А некоторые капитаны, к сожалению, не имеют о них понятия и не придают никакого значения подобным «мелочам». В результате попадаются в море спортивные суда без флагов. Клубные вымпела вообще стали редкостью. Некоторые новые яхты стоимостью в десятки тысяч рублей выглядят так, будто плавают без ремонта мнoгo лет, имеют неопрятный запущенный вид. С бортов свисают неубраиные кранцы. На палубе валяются паруса, спутанные концы. Не лучше выглядят и сами яхтсмены. Бывает, что и ведут они себя далеко не лучшим образом  бесцеремонно, дeмoнстрируя полное неуважение к окружающим.

Что же такое яхтенная этика?

Мы говорим «яхтенная» по традиции. Вид cyдна не имеет значения. Важно, что речь идет об этике моряков — любителей, поведение которых не регламентировано строгими уставами, обязательными для профессионалов — работников мopскoгo, речного и рыбопромыслового флота. Мы имеем в виду членов клубных объединений (спортивных, туристских и т. п.), добровольно принявших на себя определенные взаимообязательства.

Твердая дисциплина и порядок на борту, oгoворенные действующими в каждом клубе (базе) своими «Правилами внутpeннeгo распорядка», —  закон. Это продиктовано требованиями безопасности, которые формировались веками. Однако в данном случае мы будем говорить не о том , что запрещается или разрешается правилами, а о том что принято или не принято, считается хорошим или плохим тоном, приветствуется или осуждается носителями лучших этических традиций.

Под этикой вообще имеется в виду система норм нpaвствeннoгo поведения людей, их обязанностей по отношеиию к обществу и друг к другу. В рассматриваемой нами области  это обусловленный хорошей морской практикой комплекс каких — то общих принципов и норм поведения, в основе которых лежат лучшие морские традиции взаимоуважения и взаимовыручки, положения международного мopскoгo права, конституционные обязанности каждого яхтсмена как гражданина.

Для более кoнкpeтнoгo разговора нам необходимо выделить еще два чрезвычайно важных, хотя и более узких понятия. Это э т и к е т —  принятый порядок общения, обхождения, и э с т е т и к а —  учение о прекрасном, на основе кoтopoгo и формулируются те или иные требования к внешнему виду судна и его экипажа.

Что же, на наш взгляд, должно входить в основные положения яхтенной этики, которые необходимо знать нынешним яхтсменам? Начнем с главного.

001

О государственном флаге.

Государственный флаг  символ суверенитета страны, являющийся внешним выражением государственной принадлежности судна. В соответствии с «Кодексом тopгoвoгo мopeплавания» советские спортивные суда несут гocyдарственный флаг при нахождении в нейтральных водах и в заграничном плавании, а в дни праздников  и на стоянке в своих портах.

В заметке «Два слова о морской культуре», напечатанной в «КиЯ» № 119, совершенно правильно подчеркнуто, что патриотический долг каждого члена экипажа  высоко держать честь и достоинство государственного флага страны. По установившейся традиции rосударственный флаг на яхтах с бермудским вооружением с двумя (тремя) мачтами поднимают на топе коpмовой мачты, а на одномачтовых  на кормовом флагштоке или на ахтерштаге. На яхтах с гафельным вооружением флаг иесут: на шлюпе  на ноке rрота гафеля, а на кече  на топе бизань — мачты (после уборки парусов флаг переносят на кормовой флагшток). Иолы с любым вооружением несут флаг на топе бизань — мачты.

Поднимается флаг в 8.00 утра, спускается с заходом солнца. В море в ненастную погоду флаг не несут, но при встрече с военными или пограничными судами поднимают eгo немедленно, а после расхождения спускают. После захода солнца флаг поднимают только при входе на рейд (и при выходе с рейда), где стоят военные или пограничные корабли либо имеется брандвахта.

При входе в тавань иностранноrо государства на правой краспице грот — мачты поднимают флаг этой страны. Если же яхта до этого визита побывала в портах друrих стран, ниже флага приветcтвyeмoгo государства поднимаются флаги всех этих стран в алфавитном порядке их официальных названий.

Сложнее вопрос о несении rосударственного флага на крейсерских яхтах, участвующих в международных гонкax. Обычно на время гонки национальный флаr спускается, а вместо нeгo поднимают определенный флаг  международноrо свода сигналов (MCC — 65), указанный инструкцией оргкомитета, но мoгут быть и друrие варианты.

Подчеркнем, что на судах личноrо пользования, принадлежащих гражданам, несение гocyдарственного флага, как правило, не разрешается.

003

ВОДНО — СПОРТИВНbIЙ И КЛУБНbIЕ ФЛАГИ.

Здесь положение запутано и нуждается в обсуждении. Как сказано в приказе № 673 (20.11.1946 г.), подписанном председателем вceсоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, «для повседневного ношения на водно — спортивных сооружениях и спортивных судах СССР, введен единый для всех видов спорта общегосударственный водно — спортивный флаг СССР. Казалось бы, разговарнвать не о чем, надо просто выполнять имеющийся приказ. Однако Положения, которое разъясняло бы, кто, где и как может или не может нести этот флаг, разработано так и не было.

Кто уполномочен давать разрешение на несение флага  неясно. Неудивительно, что флаг этот не при жился и за истекшие годы забыт окончательно. Как сообщал несколько лет назад в редакцию известиый яхтенный капитан Д. И. Суэцкий, николаевские яхтсмены вздумали было поднять водно — спортивный флаг на своих яхтах. Кончилось это плохо: «Речная ииспекция потребовала eгo снять, приняв за военно — морской».

Очевидно, гocкoмcпoрту СССР следует обратить внимание на назревший вопрос и довести дело до логическоrо коица: либо флаr отменить, либо разработать Положение о флаге и добиться eгo обязательноrо ношения во виутренних водах страны.

Итак, теоретически при плавании по внутренним водным путям спортивные суда должны нести в качестве кopмoвoгo единый водно — спортивиый флаг страны либо флаг спортивного (туристскогo) клуба (базы), утверждеиный в установленном порядке.

По едииодушному мнению опрошенных нами капитанов, несение на судне флага клуба оказывает несомненное воспитательное и дисциплинирующее воздействие. Неслучайно многие действующие водно — мотopныe клубы страны, такие, например, как ленинградский клуб водно — мотоpнoгo туризма «Нева», утвердили свой флаг для несения даже на малых катерах и мотолодках.

Бывает, что молодые судоводители — любители поднимают на своих судах флаги «собственного изобретения»  вплоть до пиратских, с безобразными эмблемами и надписями. Такую самодеятельность общественность стоянок и клубов должна немедленно пресекать. Флаг  не игрушка, а знамя корабля. Такое отношение к флаrу и надо воспитывать у молодежи.

Роль флага клуба иногда играет «позывиой флажок»  вымпел. Обычно он закрепляется на топе грот — мачты и не спускается до конца навиrации; на больших моторных лодках и катерах

ero несут на носовом флаrштоке. Поднимается он также на береrовых сигнальных мачтах яхт — клубов и баз (на всю навигацию. Флаги добровольных спортивных обществ не мoгут служить кормовыми флаrами: на яхтах флаг ДСО несут на правой краспице грот — мачты, а на катерах  на правом ноке реи. В яхт — клубах и спортивных базах флаги ДСО поднимают на правом ноке реи или на краспице береговой сигнальной мачты.

002

 

ФЛАГИ РАСЦВЕЧИВАНИЯ.

У моряков общепринято украшение судов подъемом гирлянд сигнальных флагов в торжественные дни. Яхты расцвечиваются флагами MCC — 65 между топами мачт и от них к штевням (ноку бушприта, гику кормовой мачты), одномачтовые  от топа мачты к штевням. Принято от форштевня до пepвой мачты поднимать треугольные флаги, между мачтами  nрямоугольные, а от кормовой мачты к транцу  треугольные и прямоугольные с косицами.

Следует иметь в виду, что не принято использовать флаrи: В (Браво), Д (Дэлта), С (Чарли), Х (Эксрей) и цифры 3 (Тэратри), 9 (Ноувэнайнэ) как имеющие одинаковый рисунок с ииостранными национальными флагами, а также флаги, имеющие самостоятельиое смысловое значение: G (rолф), н (Хотэл), Р (Папа) и «Вымпел свода». Набор флаrов производится так, чтобы получающееся сочетание их не читалось, а цвета чередовались.

Расцвечивают яхты только во время стоянкн. Торжественный подъем флагов расцвечивания производится в 8.00, в яхт-клубах  по пpeдyсмотренному распорядку. В ненастную пoгoдy флаги расцвечивания не поднимают.

Все флаги и вымпелы должны быть чистыми, без каких-либо повреждений. Выцветшие, paстpeпанные или разорванные флаги отнюдь не придают судну романтический вид скитальца морей, а свидетельствуют о нерадивости команды.

О ПРИВЕТСТВИЯХ.

По традиции суда привстрече приветствуют дpyг дpyгa флагами, или иначе  салютуют. Не доходя до траверза встречнoгo судна приспускают свой флаг на nоловииу высоты флагштока, на половину высоты паруса (на гафельиых судах) или иа половину высоты крепления блока флаг — фала на ахтерштаге. Пройдя траверз, флаг медленно поднимают.

При салютовании флагом все находятся на своих местах, не вставая. Особенно торжественная форма nриветствия  выстраивание команды на правом (почетном) борту при одновременном салюте флагом. Применяется это в случае, кoгдa на корабле, которому салютуют, находятся гocyдарственные деятели, знаменитые люди.

Ответное приветствие флагом обязательно. Четкость салютования красноречиво говорит о том, каков порядок на яхте. Уместно привести цитату из книги известного cовeтcкoгo яхтсмена Н. Ю. Л ю д е в и r а: «Неприятно не получить ответа на свой салют (не желает невежа здороваться!). но еще конфузнее, если тебе отсалютовали, а ты, вследствие тoгo, что запyтан флаг — фал или команда вся в каюте и спит, не успеешь на быстром ходу ответить вовремя».

Как вспоминает адмнрал Ю. А. Пантeлеев, «при любой встрече в море, зная, что на салют ответят, мы первым делом посматривали, все ли чисто за бортом, как nрибрана палуба, какой мы сами имеем вид». Он пишет и о том, какую гopдость испытывали молодые яхтсмены, кoгдa маленькая яхточка, встретив огромный линейный корабль и салютовав ему, неизменно получала ответ Андреевским флаrом.

Общепринято, что при встрече с военными кораблями и торговыми судами яхты салютуют первыми. При взаимных nриветствиях двух яхт соблюдаются следующие правила. Яхта, выходящая в плавание, вceгдa первой приветствует яхту, идущую с моря. Яхта на ходу салютует стоящей на якоре, обгоняющая  обгоняемой.

При плавании по внутренним водным путям салютовать не рекомендуется, так как по пр. 40.1 действующих «Правил плавания по ВВП РСФСР, вертикальное перемещение флага ввepx вниз служит сигналом бедствия. Не принято обмениваться салютом флагами на судах, обычно плавающих в одних и тех же nрибрежных районах морей и вообще на внyтренних водоемах; не следует салютовать, проходя мимо малых рыболовных судов, катеров и лодок.

Во всех подобных случая,  а также и тoгдa, кoгдa салютоваиие флагом невозможно по каким либо техническим причинам, рулевые nриветствуют один npyгoгo, nрикладывая правую руку к головному убору или обычным приветственным движением руки; при этом, естественно, необходимо повернуться лицом к приветствуемому судну. Это совершенно достаточный, общепринятый жест вежливости. Но и здесь «самодеятельность неуместна. Во всяком случае недопустим вариант, кoгдa, как писал в № 15 адмирал Ю. А. Пантелеев, капитаны встречных яхт «помашут платочком или свистнут в два пальца» .

004

НАЗВАНИЕ СУДНА.

Давать судну собственное имя  давняя традиция, имеющая глубокий смысл. Название необходимо, чтобы кратко и точно обозначить именно это судно, выделив eгo из множества ему подобных. Однако самый выбор названия уже в древние времена диктовался не только деловыми соображениями. Имело значение суеверное желание обеспечить судну благосклонность и покровительство богов, стремление производить эмоциональное воздействие (устрашающее, например) на противника (конкурентов).

Со временем название судна стало играть и все более важную воспитательную роль, помогая формированию у членов экипажа уважения и любви к своему судну. И меино из этих соображений стоит присваивать названия даже самым малым яхтам детско — юношеских классов. Простое  «Утeнок»  будет рождать у будущеrо капитана большую привязанность к своему швертботу, нежели «бездушный» номер. Неслучайно же название cвoeгo пepвoгo судна яхтсмен запоминает на всю жизнь.

Выбор названия дело не простое и важное именно с воспитательной точки зрения. Нужно подумать не только о том, насколько название благозвучно и как будет выглядеть надпись на борту, но и о том, какие чувства оно будет вызывать у окружающих и у членов экипажа.

Обычно название дается раз и нaвceгдa. Даже при смене владельца переименовывать судно не принято. В этом смысле бытующая на западе легкость замены названий при смене спонсора, финансирующего плавание, не выдерживает никакой критики. Как можно говорить об уважении к 12 —  летней истории заслуженной английской яхты «Грейт Бритн II», если в каждой из четырех прошедших за это время кpyгocвeтныx гонoк она участвовала под новыми названиями? Сейчас на ее корпусе и парусах отнюдь не в воспитательных, а в сугубо рекламных целях огромными буквами нанесено название последнего спонсора  ноpвежскоrо банка…

Иноrда борта и спинакеры зарубежных яхт сплошь покрывают огромными буквами, замысловатыми узорами и символическими изображениями. Такая традиция у иас не принята, хотя искусно выполненные надписи на некоторых яхтах действительно украшают их. Все зависит от вкуса заказчика и качества исnолиения.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА СУДНЕ.

Существуют традиционные этические нормы поведеиия, выработанные многовековой практикой еще napycнoгo флота. Долг каждого капитана соблюдать их и воспитывать команду (в первую очередь личным примером) в духе этих традиций. Парусный спорт как никакой друrой воспитывает характеры и сплачивает людей. Поэтому настоящих яхтсменов вceгдa отличают развитое чувство долга, верность слову, уважение к членам коллектива, готoвнoсть оказать помощь дpyгoму, как бы ни было трудно самому.

В составе экипажа обычно не уживаются люди, не умеющие работать в коллективе, иждивенцы, лодыри и эгоисты, pacсчитывающие на покладистость и трудолюбие своих товарищей. В основе правил поведения на борту яхты (катера и т.д.) лежат сознательное отношение к дисциплине, поддержанию порядка и чистоты и взаимоуважение членов экипажа.

Яхтенная этика предусматривает равное и увaжительное отношение к любому из яхтсменов от ветерана до новичка юнги. Любая грубасть, крик, сквернословие  недоnустимы. На любой яхте принято выражать особое увaжение не только к капитану, но и к рулевому, ведущему яхту, независимо от eгo должности на судне.

Команды подаются четко, но не громче, чем это необходимо, чтобы услышали исполнители. В сложной обстановке матросам следует без всякого напоминания повторять полученную команду: капитан должен быть уверен, что eгro поняли пpaвильно.

Ни при каких обстоятельствах не полагается гpoмкo выражать неудовольствие действиями исполнителей при посторонних. Не следует nроявлять раздражительность  торопиться с «разносом». Если, например, вы приняли перед выходом яхтсмена с друrой яхты в соответствующей пoгoдe экнпировке, но eгo резиновые саnоги оставляют следы на белой палубе, не спешите делать замечание. Полагается, чтобы nровинившийся сам обратил внимание капитана на свой промахи, естественно, ликвидировал «последствия».

Не принято, чтобы находящиеся на палубе стояли (тем более —   загoраживая обзор рулевому), все должны сидеть. Правила хорошей моpской практики подсказывают еще одно уточнеиие. Все свободные от вахты члены экипажа должны стараться сидеть лицом вперед по ходу судна: чем больше «впередсмотрящих», тем лучше!

Недоnустимо мешать работе вахтенных, свeшивать ноги или руки за борт, загораживать пpoходы, сидеть на трапах, релингах и леерах, опираться на фальшборт. Считается некрасивым в теплую пoгoдy лежать или сидеть на рубке: загорать лучше, лежа на палубе.

Курить разрешается только на палубе, нaxoдясь с подветра. При необходимости пepeгoвopы с борта яхты вceгдa ведет только один человек  сам капитан или кто — то по eгo поручению. Коллективные «пepeговopы» в несколько голосов считаются нeдoпycтимыми.

Заметив какой — нибудь непорядок на другой яхте, следует тотчас же обратить на это внимание ее команды, но сделать это надо обязательно в спокойной и доброжелательной форме.

Следует избеrать нарушений покоя и тишины в гавани (особенно вечером и ночью) криками, ревом работающего на «самый полный» двигателя, громкой музыкой и т. п. В то же время стройное пение или игра на музыкальных инструментах никогда дурным тоном не считались.

Свистеть на яхте не принято. При общении с экипажами других яхт соблюдается определенный этикет. Посещать прибывшую яхту принято не ранее чем через полчаса надо дать время привести все в порядок после похода. В тех случаях, кoгдa капитан считает посещение cвoeг судна нежелательным (например, во время приборки, судовых работ), на правой краспице поднимается синий квадратный флаг, означающий  «Капитан на берегу». Если поднят квадратный белый флаг  «Команда обедает», это также значит, что визит на яхту следует отложить.

Перед тем как вступить на палубу чужого судна, полагается спросить: «Прошу разрешения на борт» («Прошу разрешения пройти по палубе  перенести конец» и т. п.). При посадке в шлюпку (тузик) первым вceгдa садится самый младший по возрасту, а последним  старший. Это делается из уважения к стapшему, чтобы ему не приходилось тратить время на ожиданне. На яхтенном тузике флаг или вымпел нестн не принято. Название яхты, которой он принадлежит, пишут на внутренней стороне транцевой доски.

005

О ГОСТЕПРИИМСТВЕ.

Доброжелательный прием и всяческая помощь на берегу  также одна из старых этических традиций, которая ныне, увы, далеко не вceгдa соблюдается в некоторых яхт – клубах, спорт — базах и стоянках.

Адмирал Ю. А. Пантелеев с возмущением рассказывал, как однажды нeпoгoдa принудила eгo укрыться на швертботе в гавани яхт — клуба ЛКИ. На берегу и на бонах никого не было, однaко не успели взять рифы на гpoтe, как раздался грозный rолос неведомо откуда появившегося начальника: «Кто разрешил швартоваться? Немедленно уходите!». Задерживаться после тaкoгo, с позволения сказать, «приема» не хотeлось, настроение было испорчено.

Комментировать такой эпизод смысла нет. Приведем лучше хотя бы один более типичный пример. При переходе в Выборr на одной из старых яхт по- недосмотру сломался бушприт. Убрали кливер, завели временный штаг, легли на обратный курс.

В связи с дальнейшим усилением ветра, опасаясь за целость грот – мачты, капитан принял решение зайти в ближайший  Кронштадтский  яхт — клуб, чтобы завести более надежный стоячий тaкeлаж. В яхт – клубе, принимая концы, сразу же поинтересовались  не нужна ли помощь? Тут же открыли мастерскую, подобрали материал, помогли изготовить, установить и раскрепить новый бушприт.

ОБ ЭСТЕТИКЕ.

Парусная яхта  одно из самых эстетичных творений человека, с древних времен старавшегося, по выражеиию Карла Маркса, «созидать по закону красоты». В проектировании современных спортивных судов все чаще принимают участие специалисты по дизайну. Чтобы яхта (катер) хорошо смотрелась на фоне моря и неба, художники подбирают цвета окраски корпуса.

Опрятное и нарядное спортивное судно с белоснежными парусами  достойная визитная кapточка яхт — клуба. И поддерживать этот внешний вид, чистоту и образцовый порядок  обязанность каждоrо члена экипажа. Разумеется, чисто эстетические требования здесь очень тесно переплетаются с законами хорошей морской практики. Прантически любые яхт — клубовские правила oгoваривают, что: «Палуба и борта должны быть чистыми, металлические части надраены или окpaшены, такелаж обтянут, и т. д». Нечего и говoрить о важности чистоты и порядка в помещениях яхты.

Ничто не должно свисать за борт и волочиться по воде. Все фалы, швартовы и шкоты должны быть собраны в аккуратные бухты и удобно уложены; все кониы должны иметь марки.

К сожалению, бывает у нас и так, что прекрасный вид элеrантной «белокрылой» и «белоснежной» яхты обесценивается небрежным, а то и безобразным видом экипажа. Как писал Ю. А. Пантелеев, многие, собираясь в поход, надевают все самое старое, появляются на яхте небритые юноши в линялых костюмах, засаленных ватниках, грязных сапожищах, а «при такой внешности команды нечего и ждать порядка на судне»…

Какой должна быть одежда? Практичной и удобной, соответствующей пoгoдe и характеру работы на яхте, аккуратной, чистой, а по возможности красивой и одинаковой для всех членов команды. Последнее обстоятельство немаловажно с воспитательной точки зрения: единообразие (форменный вид) одежды, наличие на ней какой — то общей эмблемы или надписи подчеркивает принадлежность к определенному коллективу и дисциплинирует, повышает ответственность за поведение каждоrо из членов экипажа.

Отсутствие единых требований к экипировке предполагает свободу выбора, однако в подходе к парадной форме яхтсменов существует полная определенность. Это обязательно синий двубортный пиджак, серые или белые брюки, фуражка с чехлом (цвет по сезону) и зиачком яхт — клуба.

В заключение хочется напомнить слова Юрия Александровича Пантелеева из уже цитировавшейся eгo статьи «О флагe, этике и эстетике», помещенной в «КиЯ» № 15: «Поднятые вопросы тесно связаны. Все они кacaются очень тонкой и сложной области воспитания высоких моральных качеств нашей замечательной молодежи, ибо настоящий спорт это не только выращивание чемпионов, но и воспитание настоящих патриотов своей Родины».

Н. АСТРАТОВ, Ю. ИЛЬЧЕНКО, Ю. КАЗАРОВ, Г. НОВАК, С. ТАВЕРИН.

0067

О происхождении слов.

Представляет интерес хотя бы краткое знакомство с происхождением слов —  основных понятий, используемых в этой статье.

ВЫМПЕЛ —  попало в наш морской язык в начале ХV III в. из голландскоrо, где wimpel — означает знамя, флаг. Ученые прослеживают историю этого слова дальше. В голландский язык оно попало из древне — немецкого, где winfila —  значило платок, покрывало.

ДИСЦИПЛИНА —  заимствовано опять таки при Петре I и ведет историю от латинского слова учение (от discere —  учиться). Первоначально это слово означало «наука» И лишь позже, под влиянием палочной дисциплины в cpeднe — вековых школах, приобрело значение «строгий порядок».

ЗАКОН —  общеславянское слово, образованное с помощью приставки «за» от забытого уже «конъ»  предел, начало, граница (вспомним производные от нeгo  «конец», «исконный»). Буквально «закон» некогда означало (то, что за пределом, что было изначально». Любопытно, что в славянских языках значение этого — же слова приобрело дополнительные оттенки: в украинском  исповедь, причастие, в болгарском и сербо — хорватском  обычай, вера, в польском  завет.

ПРАВИЛО —  попало из старо — славянского языка; образовано с помощью суффикса «ло» от слова «правити»  «устанавливать, поправлять, наставлять», в свою очередь производнoгo от «правый».

ПРИВЕТСТВИЕ —  образовано из дpeвнe — pycске слова («приветити»,  «приветствовать»), производного от («ветити»  говорить, «ветъ»)  совет (сравнивать «витийствовать», завет. «навет»).

САЛЮТ  —  заимствовано через французский или немецкий языки из латинскоrо salus — приветствие, пожелание благополучия, здоровья (ср. наше «здравствуй»). Впервые употреблено в «Уставе морском» 1720 г. Любопытно, что от этой же основы (от лат. salve «здравствуй») через немецкий язык произошло и слово «залп» (раньше оно применялось только к приветственной стрельбе, т. e.  артиллерийскому салюту).

СИГНАЛ —  заимствовано в начале XVIII в. из французскоrо языка, происходит от латинcкoгo signum —  «знак».

ТРАДИЦИЯ —  от латинскоrо traditio —  «передача, предание»; первое значение этого слова  устная передача исторического мaтeриала.

УВАЖЕНИЕ —  заимствовано в XVIII в. из польскоrо языка; производное от uwaga — «вннмание»).

ФЛАГ —  заимствовано при Петре I (около 1699 r.) из голландского языка (vlag) или нeмeцкoгo (Flagge) – эмблема  заимствовано при Петре I через латинский язык из греческого «емалима».

ЭСТЕТИКА —  произошло от греческого aisthesis —  «ощущение, чувство». Как наука об объектах чувственного восприятня сформировалась после выхода в свет сочинения франкфуртскоrо профессора А. Г. Баумгартена «Aesthetica» (1750).

ЭТИКА —  заимствовано при Петре I через польское «etyka» из латинского и греческого «ethica»  «нрав, обычай».

ЭТИКЕТ —  по происхождению тождественно слову «этика». Заимствовано в XVIII в. из французскоrо «etiquette» или немецкоrо «Etikett». Это слово получило распространение благодаря принятию французскоrо придворного цepeмониала при венском дворе, а затем и в других европейских столицах. От той же французской основы и наше «этикетка»).

ЯХТ — КЛУБ —  заимствовано, скорее вceгo, из английскоrо языка (yacht

club). Первая состaвляющая слова  «яхта» (впервые упоминается в «Уставе морском» 1720 r.) из голландского «yacht», которое восходит к глаголу «jagt» «oxoтиться, преследовать». Вторая составляющая английское слово, означающее «объединение людей»; как ни странно, восходит, вероятно, к древне — исландскому «klubb» —  «большая палка, дубина».

А. АЛЬБОВ.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №131.

20.12.2014 - Posted by | Личность в мире яхтинга. | , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: