Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Это страшное слово «ПОЖАР». Часть 2: Осторожно – заправка!

001

Как мы уже упоминали в самом начале нашей беседы (см. №208) основную опасность на маломерном судне представляет собой топливо – которое, во-первых, само по себе представляет угрозу человеческой жизни (прежде всего из-за ограниченности пространства), а во-вторых, играет роль высокотемпературной «растопки», способной поджечь даже не особо горючие, казалось бы, материалы, из которых изготовлены корпус и надстройки.

Пока легковоспламеняющиеся жидкость и газы надежно заперты в баках и трубопроводах, вам ничего не угрожает, но стоит им вырваться на свободу и смешаться с воздухом…  Тут недалеко и до беды. И даже те, кто регулярно инспектирует системы на предмет возможных утечек, нередко забывают о том, что существует неизбежный для любого моторного судна процесс, при котором подобное может произойти в результате их собственных действий. Речь, естественно, идет о процессе заправки.

В отличие от нашей страны, где страхование прогулочных судов еще только делает первые шаги, в большинстве европейских стран и США это дело давно поставлено на поток. Поскольку страховым компаниям приходится урегулировать убытки, связанные с огнем, именно у них и накоплена самая достоверная статистика по этому вопросу. Цифры приводятся разные, но смысл один – заправка относится к числу наиболее пожароопасных моментов.

И хотя судно при этом обычно находится у берега, в подобных происшествиях все равно гибнут люди. Наличие нормальной береговой топливозаправочной станции несколько снижает риск пожара во время этой ответственной процедуры, но на наших акваториях, сами знаете, с этим не густо.

Подавляющему большинству отечест венных водномоторников чаще приходится иметь дело с таким «инструментом», как обычная канистра, количество которых возрастает пропорционально мощности и аппетиту двигателя.

Кое-где приспособились заправлять крупные лодки из передвижных цистерн (чаще всего полулегально), но, когда имеешь дело со списанным армейским бензовозом на необорудованном берегу, о технике безопасности тоже говорить не приходится.

002

Итак, каким же образом следует вести себя во время заправки, тем более с учетом отечественной специфики?

  1. Курение и пользование открытым огнем категорически запрещается! Если вы сами погасили сигарету, проследите, чтобы вашему примеру последовали и прочие курильщики; газовая плитка, примус или костер в непосредственной близости от места заправки должны быть потушены.
  2. По возможности удалите подальше от места заправки тех, кто непосредственно не участвует в про процессе – в первую очередь детей. Во — первых, в случае пожара (тьфу-тьфу-тьфу!) будет меньше пострадавших, а во-вторых, исключается вероятность, что кто-то неудачно толкнет вас под руку, пока вы переливаете бензин из канистры или держите заправочный пистолет.

Каюта, впрочем – далеко не самое безопасное место на этот случай, особенно если она имеет только один выход: пассажирам лучше переждать заправку на свежем воздухе – на берегу или просто на палубе.

  1. Двигатель и все электроприборы на судне должны быть выключены. Во — время заправки следите, чтобы никто не трогал выключатели и тумблеры, а если есть выключатель массы, полностью обесточьте систему. Если верить зарубежным страховщикам, электрическая искра ответственна за 55% лодочных пожаров.
  2. Запорный кран газового баллона должен быть перекрыт. Впрочем, это само собой подразумевается: он и так должен быть перекрыт во всех случаях, когда плитка не используется, а заправлять лодку и одновременно кипятить чайник – преступная глупость.
  3. Средства пожаротушения должны быть под рукой. Здесь все зависит от того, где вы держите огнетушитель или пожарную кошму и успеете ли в случае чего до них дотянуться – не забывайте, что на ограниченном пространстве маломерного судна пролитый бензин способен полыхнуть так, что вы окажетесь в ситуации «видит око, да зуб неймет».
  4. Не пользуйтесь мобильным телефоном. На этот счет давно идут бесчисленные споры, и вроде бы уже не раз доказано, что излучение радиотелефона или УКВ-рации искру вызвать не может. Однако кто из нас не слышал о самовзрывающихся аккумуляторах китайских мобильников? Даже если телефон у вас хороший, а не дешевая поделка, все же уберите его от греха в карман (он может оставаться включенным) – руки во время заправки должны быть свободными.

Кстати, на серьезных водно-моторных гонках нахождение на заправочном боне с работающими средствами радиосвязи, а также с фототехникой карается очень жестко – вплоть до полной дисквалификации провинившейся команды.

003

  1. Плотно закройте все двери и люки. Не забывайте о том, что ненароком пролитый в лодку бензин, даже испарившись, никуда оттуда не денется, поскольку бензиновые пары тяжелее воздуха. По этой причине они способны «затечь» в каюту, рундуки и трюм (особенно если кокпит в лодке не самоотливной).

Если бензин все же угодил в междудонное пространство, сразу включайте отливную помпу, пока он не успел испариться. Щеточные узлы электромоторов даже у самых дешевых помп абсолютно герметичны, так что искрения бояться не следует – главное, чтобы наружные контакты были не разболтаны и надежно заизолированы.

  1. Избегайте заправлять переносной расходный бак на борту. По всем соображениям гораздо безопаснее делать это на берегу – хотя бы с той точки зрения, что на суше куда больше места для того, чтобы ретироваться, а в случае возгорания вы в худшем случае потеряете только сам бак.

См. также предыдущий пункт. Для хранения запаса лучше иметь второй такой бак вместо обычной канистры – если по каким-то причинам вам часто не удается пристать к берегу для дозаправки, вся процедура сведется к отсоединению одного шланга и подключению другого.

  1. Не расплескивайте топливо. Иной раз проще это сказать, чем сделать, но все же есть ряд приемов, позволяющих свести опасные потери бензина или солярки к минимуму. Во-первых, заранее позаботьтесь о воронке, наиболее подходящей к вашему баку или бакам. Лучше всего, когда она достаточно объемистая, с широким горлом, а ее носик не прилегает к заправочной горловине чересчур плотно – если на нем есть наружные ребра жесткости, замещаемый топливом воздух будет беспрепятственно выходить наружу.

Во-вторых, чтобы стандартная канистра не «плевалась», запомните очень простое правило: в начале заправки надо держать ее плашмя горловиной вверх (рис. 1). В-третьих, при использовании шланга в качестве сифона не засасывайте топливо ртом – и здоровью навредите, и зальете горючим все вокруг.

004

Чтобы «запустить» сифон, есть способы получше. Если бак-«донор» достаточно большой, попросту опустите в него шланг целиком, подождите, пока он не наполнится топливом, заткните свободный конец пальцем, резко вытащите и опустите вниз, к заливной горловине – процесс пошел (рис. 2).

Если же по каким-либо причинам (например, шланг короток или бак маловат) так поступить нельзя, используйте не вакуум, а избыточное давление (рис. 3) – соединив оба бака шлангом, подавайте воздух в горловину «донора» (при объемах 20–30 л для этого вполне хватит ваших собственных легких).

Наконец, если вам зачем-то понадобилось перелить топливо из расходного бака от подвесного мотора, можете и вовсе не мудрствовать: отсоедините «грушу» с запорным штуцером и просто наклоните бак в сторону бензоприемника – топливо польется из патрубка само собой (рис. 4).

  1. Не переполняйте топливный бак. В случае с канистрами и прочими более-менее компактными емкостями, объем которых заранее известен, следовать этому правилу довольно просто, но вот с большим стационарным баком такой грех нет-нет да и допустишь.

Ориентироваться на прибор, расположенный на посту управления, во-первых, не всегда удобно, а во-вторых, обычно стрелка упирается в верхнюю отметку указателя уже тогда, когда, по вашим прикидкам, в бак войдет еще литров десять.

005

Поэтому действуйте постепенно, с перерывами, постоянно контролируя уровень. На «цивильной» береговой бензоколонке тоже лучше заказывать топливо отдельными порциями и вовремя остановиться – даже если у пистолета исправно работает «отсечка».

А вообще-то лучше немного не долить, чем заправлять бак «под пробку» – особенно заранее, прохладным вечером. Утром, с первыми лучами солнца, бак нагреется, и бензин, расширяясь, начнет искать дорогу наружу со всеми вытекающими последствиями.

  1. Плотно закрывайте крышки баков. Не забывайте о том, что на ходу лодка кренится, подпрыгивает на волнах, меняет скорость, отчего топливо в баке плюхает туда-сюда и может выплеснуться наружу, хотя на стоянке вроде бы все было в порядке.

Кроме того, опять упомянем о старых добрых канистрах, которые мы обычно наполняем на автомобильной заправке и используем в качестве «оперативного запаса». Пусть это войдет у вас в привычку: завинтив пробку или закрыв крышку горловины, снабженную запирающими «рожками», обязательно переверните полную канистру вверх ногами и посмотрите, нет ли течи – резиновые прокладки имеют свойство усыхать или разрушаться под воздействием того же бензина.

006

Кстати, если прокладка все же прохудилась и требует замены, для изготовления новой используйте только заведомо бензомаслостойкий упругий материал – прокладка, вырезанная из старого резинового сапога, здесь долго не протянет. И уж совсем недопустимо использовать в качестве заменителя тряпки, скомканные полиэтиленовые пакеты и т.д. – даже временно.

  1. Провентилируйте все закрытые пространства судна после заправки. После того, как вы завернули крышку бака, в воздухе всегда витает запах бензина, что обычно не настолько настораживает, как неожиданное появление посторонних ароматов на ходу.

Но все же помните о коварном свойстве бензиновых паров скапливаться внизу – подобно воде, налитой в тазик. Если судно со «стационаром» оборудовано системой принудительной вентиляции моторного отсека, не запускайте двигатель, пока она не поработает пару минут, а также попросите пассажиров воздержаться от курения до тех пор, пока запах топлива полностью не выветрится.

007

Искренне желаем всем читателям не оказаться в ситуации, когда придется бороться с огнем на борту, но предупрежден – значит, вооружен: в следующем номере поговорим о том, как действовать, если эта беда все же не прошла стороной.

Артем Лисочкин.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №206.

02.08.2014 - Posted by | теория | , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: