Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Интервью, которого не было, снова о «технологии 3DL».

00287 - 001

На протяжении всей истории мореплавания создатели парусов кроили их из отдельных полотнищ. И чем сложнее бывал заказ, чем выше уровень требований, тем ажурнее становилась мозаика крепких швов, соединявших куски кожи или ткани в единое  целое, в парус. Редкие попытки отойти от технологии «ножниц, иглы и нити» неизменно зависали на стадии эксперимента. Лед  тронулся можно сказать, лишь с появлением того, что нынче известно под именем «технология ЗDL».  

Этатехнологияимеет ужесвоюмаленькуюисторию. Двапятилетияпозади, началасьтретья «пятилетка». Мастера ЗDL однозадругимпринимаютнасебяновые обязательстваинеизменноисполняют обещанное, оправдываявозлагаемыена нихнадежды.

Парус 3DLзанимает заслуженнопрочные позициивмиреэлитных парусныхгонок, где уровеньтехнических требованийвполнесоответствуетуровнюцен, непугающихтолькосерьезныхзаказчиков. Но парусЗDLпробивает себедорогуивзонуинтересовлюбителей крейсерскихикруизных плаваний, болеескромныхвсвоихзапросах .

Страницыжурналовисвидетельства заинтересованныхочевидцевстановятсякрупицамиколлективнонакапливаемого знанияошагахпрогрессатехнологии 3DL. Всепребывает, однако, вдвиженииНе подошлоещевремяподводитьитоги. Но  такикажется, чтороссыпьденьзаднем рождающихсясведений, всепрочитанное иувиденное, насегоднясамособойукладываетсявнекоеинтервью,которогов действительностинебыло, нокоторое полезнобылобы, бытьможет, —организовать, провести, записать. Таким «интервью» иследуетвосприниматьпредлагаемыйнижеэкскурсвновейшуюисториютехнологииЗDL дляпользы делаиудобствачтениярасчерченныйна «вопросы» и «ответы».

Технология 3DLсемь  процедур.

Парус 3DLчтоэтовсе такитакое?

—Типичныйпарус, построенныйсиспользованиемтехнологииЗDL, представляетсобойламинат— «сэндвич», спеченныйиз двух охватывающих слоев (прочная синтетическаяпленка) иодноговнутреннегослоя (паутинаещеболеепрочных синтетическихнитей). Взаконченном видетакойпарусявляетсобойцельную оболочку, площадькоторойнеобезображиваютнишвы, никакие — либострочки.

002

Какивкакойпоследовательности  формируюттакойпарус?

—Нормальнаятехнология 3DLпредусматриваетпоследовательноевыполнениеследующихсемипроцедур.  Вначалесоздаютпрограммныйфайл (встандартеСАD/САЕ, содержащийисчерпывающуюинформациюоназначаемойзаказчиком «геометрии» паруса). Вэтот файлзаносятимножестводругихполезныхсведений; что — товнегодобавляют создателипарусаи «отсебя».

Послеэтого, используяподсказки компьютера, настраиваютмеханизированнуюформу—сложнойконструкции болван (пуансон). выпуклаяповерхность котороговточностивоспроизводиттусамую «геометрию».Поверхностьформыустилаютслоем пленки (послепроклеиванияипоследующейтермообработкиневозможнобудет разыскатьместастыковкиееисходных фрагментов).

Далее—ответственнаяпроцедура: подчиняясьдиктатувсезнающегокомпьютера, поверхностьпленкипокрываютвеерообразнымузоромсиловыхнитей (толькокомпьютернатотмоментзнает, по  какойтраекторииследуеттянутьконкретнуюнить; толькоонзнает, гденитидолжнылежатьгущеилиреже; онназначает монтажное  натяжениенити, ондозирует подачуклея, спомощьюкоторогонить сразужеприхватываетсякпленке). Вследзатемготовуюпаутинусиловых нитейпокрываютещеодним «внешним» слоемпленки, которыйпосвоимпоказателямобычнонеотличаетсяотее «внутреннего» слоя.

003

Далее, используямощнуютермоголовку (онаподвешенанатойжеконсоли, чтораньшеудерживалаустройствоподачинитей), притемпературе 150оСтщательнопропекаютполученныйтакимобразом «сэндвич». Издесьмногоемастера возлагаютнакомпьютер: этоонуправляетдвижениемголовки «вперед – назад» и «влево – вправо», онуправляетжесткорегламентируемымиперемещениямивнаправлении «вверх — вниз»; Наконец, позволивполотнуостыть, егоснимаютсформыиужевручную, дополняянеобходимымиаксессуарами, превращаютвсобственнопарус.

Это абсолютножесткаясхема, или возможныкакие то«вариации?

—Вцеломтехнологияустановилась. Новниманиемастеровпривлекаютвсе новыеиновые «строительныематериалы». Появлениекаждогоизнихможетпотребоватьсоответствующегоманевра. К примеру, присозданиипарусовповышеннойстойкостиодинизслоевпленкистализаменятьматериалом, усиленныммелкоячеистойсеткой.

Чемплохпанельный парус ?

Чемхужепарус, сшитыйпотрадиционнойтехнологии, такназываемыйпанельныйпарус?

—Сампосебеонниплох, нихорош. Всемусвоясфераприменения. Тажефирма «НортСэйлс», идеологЗDLнесобираетсясворачиватьсобственногопроизводствапанельныхпарусов. Ноочевидно, что традиционноговидапарусконструктивно перетяжелен, егоформавовременинестабильна, онслишкомохотнопокрывается «морщинами».

004

Егослабоеместошвы?

—Именнотак. Грот 35 — футового «круизера — рейсера» сшитиз 40 — 50 полотнищ. Егоповерхностьпокрывают 60 — 70 швов. Получивветровуюнагрузку, такойпарус начинает «ползти» именнопо  швам. Это  расползаниенеобратимо. Увы, оноктому жевпринципенеравномерно. Ктоможет гарантировать, чтонатяжениенитив швейноймашинке, когдастрочатэтишвы, всевремябудетоднимитемже? Аесли удастсявэтойчастидобитьсяпорядка, чтоделатьсидентичнымишвами, которымприходитсяработатьподвоздействиисовершенноразличныхлокальных аэродинамическихнагрузок?

Такипоявляются«морщины»?

—Конечно. Любоговиданеравномерностьилинеравнопрочностьимеетследствиемпоявлениеместныхнарушений формы. Ноещехужето, чтотакойпарус неспособендолгоудерживатьсвоюформу—вцелом.

Ачтоозначаетконструктивное переутяжеление?

Всякоетканоеполотносущественноразличаетсяпосвоимхарактеристикам прирастяжении «вдоль» и «поперек». По этойпричине, собственно, панельныйпарусикомпонуютизотдельныхполотнищ, стараяськаждоеизнихвыложитьпонаправлениюдействияпредполагаемых главныхусилий, вконкретнойточкерастягивающихпарус. Ноисамыймалыйлоскут—отнюдьне «точка». Егопериферийныеучасткивпринципевсегдаработают нетак, какхотелосьбы. Чемэтоможно скомпенсировать? Итак, иэтак—всегдаза счетдополнительногоутяжеленияпаруса.

005

Помиморастяжений «вдоль» и «поперек» тканыйматериал, изкоторого шьютпарус, вынужденпротивостоятьи другоговиданагрузкам?

—Этотемаособыхпереживанийпарусныхмастеров. Всякийтканыйматериалабсолютнобеззащитенпередсдвиговымивоздействиями. Возьмитевруки  квадратнойформылоскутипотянитеего заполярноотстоящиеуглы! Всвязисэтим ихсвойством, кстати, пытаютсясоздать тканыематериалы, усиленныеещеидиагональнымплетением.

Естьидругиебеды?

—Материалпанельногопаруса (исам парусвсвязисэтим) современемнеизбежноусыхаети «садится». Иопять — таки, всякоеусыханиеиусаживание—неравномерны. Заканчиваяэтотэпизодбеседы, достаточносказать, чтодвуходинаковых швоввприроденебывает. Отсюдаиберутсвоеначалонеприятностиибедыпанельныхпарусов.

3DLлегкий, прочный, долговечный.

ПарусЗDL легок?

—Правильнеебудетсказать, чтоон легчепанельногопаруса—принекотором фиксированномсопротивлениирастяжению.Притакомвариантесопоставления, 3DLвсреднемлегчепанельногопарусана 20 – 30 %. Можноотыскатьиболееяркие свидетельства. Кпримеру, 3DLгенуя «Stагs & Stгiрes» имеетмассу 35 кг, вто времякакштатнаягенуя— 80 кг!

006

007

Парус 3DLпрочен?

—Присопоставиморавныхвесахпарус 3DLобреченбытьболеепрочным. Его элементы, привлекаемыедляобеспеченияобщейпрочности, оптимальнораспределеныпоповерхностипаруса. Узор силовыхнитейнепростоживописен.Он рационален. Там, гдеотносительнонизки местныенагрузки, нитилежатназначительномрасстоянииоднаотдругой. Там же, гденагрузкивелики, узорболееплотен. Вкаждойточкепарусаэтинитиориентированыпосиловымлиниямнагрузки. Иначеговоря, парус 3DLрациональнотяжелвтехместах, гдеэтонеобходимо. Он легоктам, гдеэтодопустимо.

Есть в  этой частиеще какие то секреты?

—ДостаточновзглянутьнаработающийЗDLчтобыраспознатьих. Сразузамечаешь, чтовсесиловыенитиначинаютсяизаканчиваютсянаперифериипаруса. Чащевсего—вегоуглах. Другимисловами, вотличиеотмногихшвовпанельного паруса, онинепрерывны. Нетконструктивныхразрывов, нетвынужденныхстыков. Иещеоднообстоятельство: силовые нитиследуютматематическигладкимкривым. Потомунетизломов—нетконцентраторовнапряжений. Парус 3DLпрочен, потомучтоонгармоничен.

 

Гармониченидолговечен?

—Определеннодолговечен. Известныслучаи, когдаконкуренты 3DLзадавалисьцельюсоздатьпанельныепаруса, стольжеэффективныеаэродинамически итакиежелегкие. Опытпоказал, чтотакойпарустерялсвоизамечательныесвойствакмоментузавершенияпервойжесерьезнойгонки

008

Еетьужестатистика, накоторую можно 6ыло 6ыопереться?

—Естьданные, которыесмеломожно привлекатькделу. Одинтолькопример. Экипажияхтвысшихгоночныхклассов, какправило, используютгроттрадиционнойконструкции, изготовленныйизкевлара, втечение 150 -200 гоночныхчасов. ОдинизпервыхопытовприменеиияЗDLвгонкахКубкаАмерики (DоnSmith’s Fаlсоn, 1995 г): нетеряясвоихсвойств, изготовленныепоэтойтехнологиигрототработалвтечение 350 часов. Известныиболее впечатляющиецифры. Практическиможно считать, чтопарусаЗDLвходесамыхсложныхиспытанийдемонстрируютвдвоебольшуюдолговечность, чемпанельные.

3DL стабильность  «геометрии».

ПарусЗDL долговеченвтомсмысле, чтоондолгоне  рвется, чтоондержит форму?

—Конечноважно, чтотакойпаруспроченвжитейскомсмысле. Новажнеето, чтоонуникальнодолгосохраняеттребуемуюформу. Апологетов 3DLможноподозреватьвревности, когдаониговорят, чтоневозможнопанельныйпарусдважды настроитьодинаково. Панельныйпарус вчераисегодня, якобы, этосовсемразныепаруса. Носледуетпризнать, чтопоклонникиЗDL абсолютночестны, когдаутверждают, чтотакойпарус, настроенный определеннымобразом, геометрически абсолютноидентичентому, чтоонявлял собойивчера, ипозавчера.

009

В этоможноповерять. Новостальном, чтокасаетсяформы, 3DLэквивалентенпанельнемупарусу?

—Отнюдь. Парус 3DLтаитвсебемассусвойств, окоторых, наверное, инезадумывалисьихсоздатели. Чтобынеуходитьоттемы, ещеодинтолькопример, впечатляющийинеожиданный: присменегалсапарусЗDL, вспецифическом смыслежесткий, быстреепанельногообретаетрабочую «геометрмю». Гонщик благодаряэтомувыигрываеткраткиемгновения, нотакиемгновениядорогогостоят. Вашаяхта, перейдялиниюветра, заметнобыстреенабираетположеннуюейскорость!

Чтотолюбопытноеможносказать отом, какпарусЗDL держит «горб», очерчиваемыйзадней  шкаторинойгрота?

—Проблема «горба» —тема специальныхэкспериментов. Достаточнобыстро былозамечено, чтогрот, изготовленный ПОтехнологии 3DL,  легкоможетобойтись  безсквозныхлат, механическираспирающихпарус, дотягивающихсядомачты, упирающихсявнее. «Горб» неотваливается, соответствующаячастьпаруса — крыла работает, еслиееподдерживаетлишьдостаточнокороткиелаты. Понимание, почемутакпроисходит, пришлосовременем. Формальногарантиятого, чтотаквсе идолжнопроисходить, заложенавупоминавшемсяужепрограммномфайле…

А по существу?

—Насловахвсеполучаетобъяснение, когданачинаешьпонимать, чтопарус 3DLсего сеткойсиловыхнитей, растекающихсяпо «геодезическимлиниям», можетработать, ивсущностиработает, какпланирующийпарашют, которыйнетребует себеопорыввидекаких-либолат.

Cagliari RC44 Cup, 29 06 2011

—Чтоещеможносказатьоформе 3DL?

—Естьещеодин момент, о котором следовало бы упомянуть сразу. Стабильность формы паруса  3DL  просматриваетсянетолькопооси «время». Оченьважныеоценкиможносделать, ориентируясь наось «балльность». ПарусЗDL, непасуя переднапоромветра, нетеряясвоей штатнойформы, способенработатьвотносительноболееширокомдиапазоне погодныхусловий. Чемэтооборачивается? Какодноизследствий: втомслучае, когданекаяяхтадолжнаиметьтрикомплектапанельныхпарусов, припереходена ЗDL длянеевозникаетвозможность, без каких — либопотерь, ограничитьсядвумя комплектами. Какговорится, судитесами.

Можноли перекраивать 3DL.

Известно, чтотакойвопросзадают те, ктосамнеимелделасЗDL. Новсетаки  можноилинельзя?

—Длятакихмастеров — яхтсменовперекраиваниепарусовявляетсячастьюих жизни. Плаватьподпанельнымипарусамиинеприкасатьсякнимножницами— длянихпротивоестественно. Дляслучая ЗDLнечтоподобноевозможно, ноэтовсегдабудетоставатьсяисключением.

Зачемтогдаперекраивать 3DL? Ведь он обладает совершенной и стабильной формой?

—Хозяинпарусавсегдавправеоставатьсянедовольнымтем, чтоимеет. Для неговсегданужнооставлятьвозможность корректироватьформупаруса, которую кто-тодругойпосчитаетсовершенством.

Где икакследуетпроизводитьтакую корректировку?

—Дляцелейкорректировкилучшебудетвернуть 3DLнароднойдлянегостапель (матрицу) ивоспользоватьсяштатнымтехнологическимоборудованием мастерской 3DL.  Безусловноепожелание практическиодно: производитьиссечения парусатак, чтобывнаименьшейстепени затрагиватьсиловыенити. Чтожекасаетсяподлечиваниянебольшихдефектов— на 3DLхорошоприживаютсязаплаты, заготовленныеизмайлара.

thread - 0011

Можносказать, однако, чтоизготовители 3DLнеочень рекомендуютидтина корректировки, серьезнозатрагивающие структурупаруса? 

—Какбылосказано, такиедействияв отношениипаруса 3DL—допустимыеисключения. Любителямработатьсформой, впрочем, следуетпомнить, чтовесьарсеналобычныхсредств, применяемыхпри настройкепанельногопаруса, действует издесь. Все, чтоможноделать, работаяс рангоутомитакелажем, применимодля случая 3DL.  Ножницыздесь—этодействительнокрайняямера.

Настраивайсебепарус, иникакой специфики?

—Несовсемтак. Естьоднаособенность, иеесразу—напрактике—отметятяхтсмены, чьяжизньпрошлавтенипанельногопаруса. Длятого, чтобыдостичь некоторогожелаемогоэффекта, работая спанельнымпарусомилипарусом 3DL,  в последнемслучаедостаточнобудетприложитьзаметноменьшеефизическоеусилие.

Парус 3DL  не дешев?

Разговорыпоповодутого, хорош илиплохтотнлиинойпарус, имеетсмысл вести, еслиестьвозможность «осилить» егопокупку. Неслишкомливысокицены, запрашиваемыеза 3DL?

—Уместнозаметить, чтооднимизмотивов, всвоевремяподвигнувшихавторовконцепции 3DL  наееразработку, был мотивэкономическойцелесообразности. Считалось, чтоноваятехнологияпозволит экономитьпроизводственноевремя (считай, чтоиденьги), чтовсвоюочередьпозволитобеспечитьнизкуюсебестоимость изготовленияпарусаЗDL.

— Не получилось? 

—Всмыслеконцепцииделаобстоят великолепно. Всмыслезатратвремени, кажется, всенетакплохо. Ноонизкойсебестоимостивродебыговоритьещерано. Конкретнаяединицапродукциимастерской 3DLпокавыходитдорожепанельного парусасходныхпараметров.

Тоесть, можносказать, чтопарус 3DLдорог, нонеслишком?

—Насамомделеситуацияполучше. Вопределенномсмысле 3DL  дажедешевле. Мыужеговорилио том, чтовсережимность 3DL  позволяетиметьнаяхтедва комплектапарусоввместотрех. Ктомуже отдельныйпарус 3DL, обэтомтожебыло сказано, технологическидолговечнеепанельногопаруса. Вместевзятое, всеэто означает, чтовозможнафактическаяэкономиясредств. Нетнеобходимостиоперироватьабсолютнымицифрами, иотносительныепоказателивесьманаглядны.

Ужеподсчитано: гоночныйпарус 3DLэкономическицелесообразен, еслионслужитнеменее, чемполторасезона. Ответ наглобальныйвопроспоповодудороговизны 3DL. становитсяочевидным, если учестьужеизвестное: естьпользователи, которыесосвоими 3DLвходятвсвойтретийгоночныйсезон.

Вперспективеситуацияеще 6олее изменитсявсвязиспоявлением 3DLна судахмассовойпостройки, накруизных яхтах?

—Этоужепроисходит. КруизныйЗDLподразумеваетбольшуюего «тиражность», котораявсвоюочередьподразумеваетменьшуюстоимостьединицыпродукции, теряющейсвоюуникальность.

hoch -ь 0012

Владельцыкруизныхяхт, кстати, довольнысвоими 3DL?

—Значительнаячастьзаслуженно добрыхсловвадрес 3DLмыужепроизнесли. Но, имеяввидутехникумногонедельныхплаваний, следуетупомянутьеще ободномдостоинствепаруса 3DL—оего высокомсопротивленииистиранию.

То, чтопарусЗDLпрозрачен, тоже позволяетэкономитьденьги?

—Оннетакужипрозрачен, ночто — токрупноечерезнегоотследитьможно. Еслиповышениебезопасностиозначает экономиюденег, то 3DL  ивэтойчастиэкономическицелесообразен. Вусловиях предстартовой «толчеи», припересечении курсов, придвижениивблизинавигационныхопасностей—некотораяпрозрачностьЗDLможетбытьоцененаивденежномвыражении.

Резюме.

Витоге, опираясьнасвидетельства практиков, чтоможноконцентрированно сказатьвпользуЗDL?

 

—Небоясьпреувеличений, можно сказать, чтопарус 3DL:

  • прочен(при корректном сопоставлении спанельнымпарусом);
  • легок (приэффективноравнойпрочности);
  • обладает совершенными показателями вотношениихарактеристики

«вессопротивлениерастяжению«;

  • обладаетвысокимсопротивлениемистиранию;
  • благодаряоптимальностисхемысиловогоподкрепления, под действием ветровыхнагрузокдеформируетсяравномерно. без «морщин» илокальных вспучиваний,
  • легкопереноситдействиециклических нагрузок, возвращаяськисходнойформепослеисчезновенияэтихнагрузок.
  • неусыхаетине «садится»:
  • всережименвтомсмысле, чтоспособенсохранятьзаданнуюформувширокомдиапазонескоростейветра;
  • охотноподдаетсяпроцедуренастройки, объективнопозволяетраз —заразом придаватьемуоднуи тужерабочую форму;
  • послезаполаскиванияилиприсмене галсабыстрее, чемпанельныйпарус, принимаетположеннуюемуформу;
  • благодаря «гибкости» схемыукладки силовыхнитей (реализуемойприизготовлениипаруса) поддаетсяэкспериментамсвыборомформы «горба» (достижимыэффектытипасамоустойчивостипарашютапланера);
  • вопределеннойстепенион «дружелюбен» поотношениюксвоимхозяевам; прозраченкомфортендлярулевого; легокикомпактенв «упакованном» виде; меньшиефизическиеусилияпотребны приегопостановкеинастройке;
  • впринципедопускаеттехнологическую корректировкуформыбезпотериосновныхсвоихдостоинств; отличаясьнекоторойдороговизной, в целом, сучетомвсеймассыфакторов, конкурентоспособенвотношениифинансовыхзатратвзаочномспорес панельнымпарусом.

Взгляд, брошенныйнареалиипаруса ЗDLнастоящего дня, позволяетзаметить, чтоидеологитехнологииЗDL, ещенеготовыкатегорическиповлиятьнапрактику современного «парусостроения«. Их достижения, однако, определенноуказывают, вкакомнаправлениибудетразвиватьсянеизбежныйпрогрессэтойотрасли индустриияхтостроения.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №168.

 

 

30.05.2014 - Posted by | паруса | , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: