Типы парусного вооружения яхт.
Типы парусного вооружения яхт довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных яхт различается главным образом по форме основных парусов.
Большие парусные яхты носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром; к ветру оно может идти только под большим углом — порядка 60-70 . На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.
Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.
Различают несколько видов косых парусов.Четырехугольный гафельный парус имеет гафель — наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя — к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.
На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках-динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту, или шпринтом — шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним — в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист».
Лет 60-70 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.
Бермудский парус не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса — к гику. По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением — это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна.
Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт — очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах — парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно неудобно — парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.
В большинстве европейских стран кэт — господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).
Шлюп — это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый. Шлюп может быть гафельный или бермудский. Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера.
Среди бермудских шлюпов можно выделить три разновидности: дробный бермудский шлюп «три четверти» (его стаксель обычно достигает 75% высоты мачты и вантпутенсы отнесены на некоторый угол в корму), дробный бермудский шлюп «7/8» (его стаксель обычно достигает 85% высоты мачты и вантпутенсы стоят в плоскости мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты).
Первые разновидности характерны для гоночных, а последняя — для крейсерско-гоночных яхт. Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником. Когда парусность больше 60-80м кв., ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером.
Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).
Двухмачтовые вооружения применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания.
Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.Не очень крупные крейсерские яхты в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем.
Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью.
Иолы могут быть как гафельные, так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафельный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань — гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8-10% общей площади парусности яхты.
Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.
Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань-стакселем.
Такие кэчи называют стаксельными. Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой. На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.
Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя — грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот.
Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний).
Существует разновидность бермудской шхуны — стаксельная шхуна. Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты — парусностью более 150-200 м кв.
Комментариев нет.
Добавить комментарий