Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Яхты до 10 метров.

Туристическая яхта «Нерпа».

001

Эту небольшую туристскую яхту можно построить по одному из двух вариантов — со скуловыми килями или с центральным (в ДП) плавниковым килем. О достоинствах и недостатках двухкилевых яхт достаточно подробно сказано во втором выпуске сборника, поэтому напомним лишь о главном их преимуществе — сочетании малой осадки и отсутствия Швертового колодца внутри корпуса.

При выборе варианта и определении веса балласта следует в первую очередь позаботиться об остойчивости яхты. Для плавания по большим водохранилищам или морским заливам с преобладающими сильными ветрами и при достаточных глубинах стоянок нужно предпочесть вариант с центральным килем при весе балласта около 200 кг. В этом случае хорошо построенная яхта с самоотливным кокпитом будет обладать практически неограниченной мореходностью

Для плавания в мелководных районах лучше установить два балластных скуловых киля такого же общего веса. Естественно, что остойчивость такой яхты будет несколько хуже: в свежий ветер придется заходить в убежище или даже вытаскивать судно на берег. При более легких условиях плавания (по озеру, реке) вес килей может быть снижен до 100 кг.

Размерения и обводы яхты выбраны по данным хорошо зарекомендовавших себя зарубежных судов подобного типа. «Нерпа», конечно, не такой хороший ходок, как «звездник», зато в ее корпусе размещаются три спальных места, шкаф и камбуз. Большая ширина, высокий борт и балластные кили (тем более, киль в ДП) обеспечивают высокие мореходные качества яхты.

002

Основные данные яхты

Длина наибольшая, м 5,68

Длина по КВЛ, м 4,68

Ширина наибольшая, м 2,12

Ширина по скуле, м 1,80

Осадка при полной нагрузке, м: вариант с килем в ДП (200 кг) 0,90

со скуловыми килями 0,62

Водоизмещение при осадке по КВЛ, кг 930

Площадь парусности, м2 16,0

Изменять размеры этой яхты в ту или другую сторону не рекомендуется. При необходимости лучше воспользоваться чертежами подобных судов, опубликованными в других выпусках сборника: яхты длиной 4,5 м со скуловыми килями (2-й выпуск); «Лоцмана» (1 и 5-й выпуски) и «Паруса-2» (6-й выпуск) длиной по 6,7 м; швертбота «Т» (2-й выпуск) длиной 7,8 м и яхты «Юность» (3-й выпуск) длиной 8,3 м.

003

При постройке могут быть внесены некоторые упрощения в конструкцию. Например, транец можно выполнить плоским и с меньшим наклоном, а руль просто навесить на транце. Корпус яхты можно построить с обшивкой из фанеры — бакелизированной (толщиной 5—7 мм) или авиационной (толщиной 6—10 мм), из реек сечением 25X16 или из досок толщиной 12— 14 мм на пазовых рейках; конструкция набора при этом принципиально не изменится. Можно даже сварить или склепать корпус из стальных листов толщиной 1,5 мм со шпангоутами из угольника 32X32X3 при шпации 300 мм; в этом случае рубку лучше сохранить деревянной для уменьшения веса конструкции.

Начинать постройку нужно с вычерчивания на листе фанеры или плотной бумаги шпангоутов и форштевня в натуральную величину. Используя данные теоретического чертежа и таблицы плазовых ординат, вы получите линии, соответствующие наружной поверхности корпуса; от этих линий нужно отложить внутрь корпуса толщину материала обшивки. По полученным таким образом новым линиям в дальнейшем и производится сборка шпангоутных рамок. На высоте 1100 мм над основной линией на чертеже нужно провести контрольную линию (шергеньлинию), необходимую для правильной сборки шпангоутов и всего корпуса яхты на стапеле.

Размеры шпангоутных рамок приведены на чертежах. Сборку их лучше всего выполнять на медных гвоздях-заклепках с применением водостойкого клея. Верхние концы шпангоутов соединяются шергень-планкой, прямолинейная наружная кромка которой должна совпадать по высоте с шергеньлинией. Впоследствии на этих планках шпангоутные рамки устанавливают на стапеле. Киль вырезают из доски не тоньше 24 мм. Ширина его указана в таблице плазовых ординат (полуширота для шпунта); ширина резенкиля в каждом сечении должна быть на 60 мм больше ширины киля.

004

На чертежах показана конструкция соединения форштевня с килем при помощи кнопа, изготовленного из прямослойной доски. Форштевень можно выклеить из гнутых реек толщиной 6—10 мм. До установки на стапель форштевень обрабатывается по размерам, указанным на поперечных сечениях, причем шпунт для обшивки выбирать полностью не следует; чистовую обработку шпунта лучше делать после подгонки привальных брусьев и скуловых стрингеров.

Сборка корпуса осуществляется вверх килем и начинается с установки на стапеле шпангоутных рамок. Киль и резенкиль крепят к каждому флору двумя болтами М6—М8. Крепление скуловых стрингеров к шпангоутам выполняется при помощи металлических угольников на заклепках. Во флортимберсы шп. 2—4 врезают днищевые стрингеры для крепления скуловых килей; эти стрингеры должны быть надежно связаны с флортимберсами металлическими угольниками или деревянными накладками, как показано на шп. 3. В случае применения фанерной обшивки в топтимберсы врезают также дополнительные бортовые стрингеры (по одному на борт).

005

Сначала обшивают борта яхты, а затем днище. Обшивку крепят медными гвоздями или оцинкованными шурупами диаметром 4 мм. Шаг крепежа по шпунтам форштевня и киля около 40 мм, по привальным брусьям и шпангоутам 100 мм. При реечной обшивке на клею каждую рейку крепят к шпангоуту и к ранее поставленной рейке (кромка к кромке).

После снятия со стапеля корпус раскантовывают, шергень-планки на шп. 1, 2, 3 и 7 заменяют бимсами, а к привальным брусьям в районе рубки прибивают сухари для крепления комингсов. Затем необходимо собрать каркас рубки и заготовить бортовые комингсы. В бимсы врезают карленгсы кокпита и мидельвейс, устанавливают носовую палубу из фанеры или реек d=10—12 мм. Сборку рубки следует начать с установки комингсов. Между поверхностью комингса и сухарями на привальных брусьях надо проложить парусину на сурике или белилах (еще лучше — на клею или эпоксидной смоле); от тщательности выполнения этого соединения зависит водонепроницаемость рубки. Затем к комингсам крепят шельфы, в которые врезают бимсы рубки; настилают крышу из реек или фанеры.

Перед тем как настилать оставшуюся часть палубы, нужно смонтировать кокпит, установить койки и шкафчик. Коробка кокпита должна быть водонепроницаемой; ее рекомендуется сделать из фанеры или оцинкованного кровельного железа толщиной б— — 0,6/0,8 мм (в последнем случае лучше пригласить опытного жестянщика).

006

Скуловые кили лучше всего вырезать из листовой стали толщиной 8 или 18 мм. В первом случае вес конструкции каждого киля будет 30 кг, во втором 60 кг. Необходимый дополнительный балласт может быть приварен в виде полос или цилиндрических болванок к скуловым килям, либо закреплен на киле в ДП (см. упомянутую статью во втором выпуске). К верхней кромке килей необходимо приварить фланец (из полосы) для крепления к днищу. Эту операцию рекомендуется выполнять в такой последовательности:

— подогнать фланец по обводам днища, разметить и просверлить отверстия под болты;

— закрепить фланец на болтах к днищу, проложив прокладку из асбеста;

— снять по месту фанерный шаблон и по нему обрезать верхнюю кромку скулового киля в чистый размер;

— установить киль на место, временно закрепить его к фланцу электроприхватками;

— снять киль и заварить шов.

007

При приварке фланца его может покоробить, поэтому надо этот шов варить попеременно с той и другой стороны киля небольшими участками. На эскизе показана другая конструкция скуловых килей, более удобная для подгонки к днищу. Здесь основная часть балласта изготовляется из отходов металла, которые затем запиваются цементом. Куски металла хорошо сварить (или связать проволокой) между собой и приварить к «щеке» — листу 1, а наружный слой цемента армировать мелкой металлической сеткой. Крепежные болты должны проходить сквозь дополнительный днищевой стрингер; под головки болтов надо положить квадратные шайбы из стали толщиной 3—4 мм.

Крышу рубки и палубу следует покрыть парусиной, загибая ее концы под буртики и штапики. Еще лучше применить для этой цели стеклосетку на полиэфирной смоле. Последняя может быть использована и для оклеивания всего корпуса яхты (см. например, статью И. А. Соколова, вып. 9).Степс мачты сваривают из 3-миллиметровой стали и устанавливают на деревянную подушку на крыше рубки; бимс под мачтой имеет усиленное сечение и раскрепляется кницами, доходящими до привальных брусьев.

008

Общий вид и парусность яхты

а — сечения мачты; б — раке (ползунок) грота; в — раке стакселя, стальная проволока 0 2 мм; г — раскрепление мачты вантами. 1 — сечение мачты у топа; 2 — сечение у краспиц; 3 — сечение мачты в пасынках; 4 — рейка 8X15, дуб; 5 — рельс 16×2, латунь или сталь; 6 — люверс грота; 7—парусные нитки; 8 — раке из медной проволоки 04 мм; 9 — ограничитель из проволоки 01,5 мм, припаян к раксу.

Основные размеры рангоута и парусов приведены на общем виде яхты. На транец можно навесить кронштейн для подвесного мотора «ветерок», под которым «Нерпа» идет со скоростью около 15 км/час. Подходящая конструкция кронштейна приведена во 2-м выпуске в статье о швертботе класса «Т».

009

«Нерпа» обладает большой грузоподъемностью. Кроме трех человек, для ее загрузки по КВЛ на борт можно принять еще около 200 кг туристского снаряжения. По имеющимся у редакции сведениям несколько яхт типа «Нерпа» уже строят в различных районах нашей страны и, по крайней мере, две-три яхты спущены на воду. Было бы очень интересно услышать мнение судостроителей-любителей и яхтсменов-туристов о конструкции и эксплуатационных качествах этой яхты.

Источник:  Журнал КиЯ №10 1967г.

Реклама

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

4 комментария »

  1. Интересный обзор хотя и в стиле ретро! Спасибо!
    Еще более интересна схема ветрорулевого просто а вот насколько надежно?
    Нельзя ли тему ветрорулевых в ближайшее время поднять?
    А четвертьтонники у нас до сих пор на равных гоняются правда моденизированы.как боллиды.

    комментарий от Олег (Biteng) | 12.08.2013 | Ответить

  2. на фотографии швербот конца 19- века……. Нина, или я что то путаю!?

    комментарий от Сергей | 15.10.2013 | Ответить

  3. Zdrastvujte Igor,spasibo za tocnoe opisanie proekta,s takim utocneniem dla postrojki spravitsa daze samij poslednij cajnik:-)edinstvenoe ja naverno poprobuju izmenit nemnogo naruznuju cast palubi,sdelaja ejo nemnogo zakrugljonnej,zascot etogo uvelicitsa visota v kajute,pokrajnej mere ja tak dumaju.Bolsoe spasibo za proekt

    комментарий от Guntars | 12.05.2014 | Ответить

  4. Подскажите вес фальшкиля? И если есть у кого подробные чертежи скиньте пожалуйста

    комментарий от Сергей | 06.09.2016 | Ответить


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

Budget Android Phones

Discover the best cheap smartphones

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: