Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Швертботы

======================================================================

Еще одна сверхмалая яхточка.

00 00

Кажется у Г. В. Эша, автора известного яхтсменам «Руководства для любнтелей парус­ного спорта», изданного в России в конце про­шлого века, сказано, что яхта для любителей одиночного плавания не должна вызывать у вла­дельца соблазна приглашать кого-либо еще на свою лодку. Предлагаемая для самостоятельной постройки сверхмалая яхточка пол­ностью отвечает этому условию.

Идея этой яхты не претендует на оригиналь­ность и полноту разработки. Постоянные чита­тели «Катеров и яхт» могут вспомнить, например, построенные «Дюймовочку» Б. Керта («КиЯ» № 13], «Медвежонка» М. Тюфтина |№ 56), «Дуэт» Э. Романченко, «Малыша» В. Петовраджи и многие другие. Речь идет о яхточке минимальных размерений с каютой -убежи­щем. Конечно, при длине корпуса всего 3,5 м нельзя рвссчитывать на комфорт. И все же в предлагаемом проекте сделана попытка дока­зать, что вовсе необязательно находиться на борту в скрюченном состоянии, когда вытянуться во весь рост можно, только плавая за бортом на страховочном конце.

На ночлег можно расположиться прямо на пайоле, головой к форштевню. Ноги при этом размещаются под сиденьем кокпита рядом со швертовым колодцем. При необходимости на пайоле можно сидеть: высота в рубке составляет около 1 м. Имеется место и для размещения припасов и походного снаряжения. Это объемистые рунду­ки под сиденьями кокпита, отделенные от каютки поперечной переборкой на шп. 6, а также не­большой форпик. Одежду можно развесить на бортах, позабо­тившись о том, чтобы при качке и крене она была прижата к обшивке. На бортах же можно закре­пить карманы и полочки для мелких предме­тов — важно, чтобы каждая вещь имела свое строго определенное место.

Ну. а если, вопреки Эшу, все же появится же­лание плавать вдвоем, то и для еще одного члена экипажа место найдется. Кстати, М. Тюфтин на своем 4 -метровом «Медвежонке» исходил Ла­догу втроем и был очень доволен лодкой. Наиболее интересны для плавания на сверх — малой яхте озера, большие реки, шхерные и прибрежные районы морей с небольшим удалением от береге. Швертбот для этого — самое подходящее судно даже в открытом морском за­ливе: в случае ухудшения погоды его всегда можно вытащить на берег.

Корпус с плоским днищем без килеватости (именно такая форма корпуса является класси­ческим «шарпи»| обладает очень большой для своих размерений грузоподъемностью и остой­чивостью при минимальной осадке, наименее чувствителен к дифферентовке, позволяет об­ходиться без кильблоков при стоянке на необо­рудованном берегу. Частично вытащенный на берег, швертбот становится устойчив, как дом.

Скорость легкого и короткого швертбота, конечно, будет невелика, особенно на волнении. Зато можно доставить лодку по суше до облюбо­ванной акватории не только в кузове грузовика или на специальном трейлере, но и на любом грузовом прицепе за легковым автомобилем, даже за «Запорожцем». Повысить среднюю ско­рость лодки на переходе можно за счет исполь­зования маломощного (2—5 л. с.) подвесного моторчика либо распашных весел, для которых рекомендую предусмотреть под уключины на планшире бортов в районе кокпита.

В отличие от ряда других яхт подобных раз­меров, на которых применено простейшее уст­ройство с втыкающимся швертом кинжального типа, в описываемом проекте применен поворот­ный шверт, который позволяет регулировать центровку яхточки в широком диапазоне в соот­ветствии с ее нагрузкой и условиями плавания. Кроме того, плавание на лодке с поворотным швертом в малознакомом мелководном районе более безопасно. Меньше опасность, что при посадке на мель шверт повредит конструкцию колодца или его заклинит и лодку положит парусами на воду. В данной конструкции швертовый колодец, располагаясь под самоотливным кокпитом, не создает никаких неудобств для экипажа лодки и не занимает полезного про­странства.

001

002

003

004

005

006

007

008

009

0010

0011

0012

0013

0014

Корпус швертбота разделен двумя попереч­ными водонепроницаемыми переборками на форпик, каюту длиной 1,85 м и кокпит с кормовы­ми рундуками. Рундуки разделены на правый и левый швертовым колодцем и продольной переборкой за ним. При задраенных переборкх и люках в банках кокпита перевернувшийся швертбот длительное время сохраняет плавучесть; его нетрудно поставить на ровный киль . В обьемистых рундуках под кокпитом и бан­ками можно разместить снабжение, например, небольшой подвесной мотор и канистру с бен­зином по одному борту, а продукты и одежду — по другому. Крышки люков в банках задраи­ваются нз каюты через лючки, поставленные в переборке, которые служат, к тому же, для вен­тиляции.

Сухим шкафчиком для имущества шляется и форпик. Откидная крышка люка в его пере­борке может служить в качестве небольшого столика. Консервы, фляги с водой и прочее имущест­во, не боящееся сырости, можно разместить под поликами каюты. Разумеется, в походе все тяже­лые предметы должны быть надежно закрепле­ны возможно ниже для увеличения остойчивости в любой ситуации. На поликах в каюте могут устроиться на ноч­лег два человека. На стоянке можно натянул на гик тент — палатку и превратить кокпит в каютку, где при желании на банках тоже можно устроить спальные места.

Благодаря расширяющейся в корму ванне кокпита на транце получается достаточно места для установки, сбоку от руля, подвесного мотора. Кроме того, вода, попавшая в кокпит, лучше сли­вается за борт через шпигаты, расположенные в углах кокпита а транце, особенно при крене. Борта, выступающие в районе кокпита над сиденьями, образуют фальшборт, улучшающий условия размещения рулевого. Для того чтобы брызги и дождь не попадали в каюту через люк в наклонной переборке, мож­но рекомендовать устроить над ним откидной парусиновый козырек, закрепляемый на дуге из тонкой алюминиевой трубки,

Конструкция корпуса швертбота — тради­ционная для лодки с фанерной обшивкой. Раз­умеется, можно построить корпус и из заранее выкроенных заготовок листов наружной обшивки, соединенных проволочными скрепками, про­клеив затем соединения лентами стеклоткани на смоле. Подробно такой метод описан, например, в статьях в постройке гребной лодки «Хариус» а «КиЯ» № 144 или прогулочного швертбота «Устрица» («КиЯ» № 128). Для обшивки собст­венно корпуса необходимо использовать пятислойную авиационную фанеру толщиной 6— 8 мм; переборки, комингсы рубки и палубу можно изготовить из 5—6-миллиметровой фане­ры. Детали набора заготавливают нз пиломате­риалов, хвойных пород.

Открытые кромки фанеры по пазам необхо­димо оклеить двумя слоями ленты из стеклоткани шириной 50—75 мм на эпоксидном связую­щем и закрыть сверху декоративными рейками из дуба либо ясеня — планширем, буртиком,  штапиками. Эти детали желательно покрыть лаком.  Весь корпус следует покрыть снаружи хотя бы двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле, ошпаклевать и покрасить в соответствии со вкусами и возможностями строителя. Внутрен­ние поверхности корпуса можно проолифить ипи покрыть консервантом типа «Пинотекс» и по­красить светлой краской.

Для тех строителей, кто не обладает доста­точным опытом постройки лодок, можно реко­мендовать ознакомиться с книгой Д. А. Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки», 1980 г., «Судостроение», в которой описаны приемы работ по разметке деталей корпуса и его сборке, оклейке стеклотканью и окраске, Здесь же можно найти чертежи про­стейших дельных вещей, рулевого устройства, рангоута, советы по изготовлению парусов.

Оснащая швертбот парусами, не следует забывать, что управлял им будет один человек. Поэтому все фалы, шкоты, ходовой конец шверт — талей нужно провести в кокпит и снабдить быстроотдающимися стопорами. Стаксель со­ветую сделать «автоматическим» — не требую­щим работы со шкотами при перемене галса на лавировке. Полезно снабдить лодку устрой­ством для рифления грота путем наматывания его на гик и «закруткой» стакселя вокруг штага.

Не следует забывать, что, несмотря на малые размеры лодки, перед выходом в плавание ее необходимо снабдит всем необходимым сна­ряжением: водоотливными и спасательными средствами, веслами с уключинами, якорем с канатом длиной 10—15 м швартовными кон­цами и                 т. п.

А. КАРПОВ, конструктор МП «ЛЭС Проект».

Источник:  «Катера и Яхты»,  №157.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: