Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Моторно — парусные яхты.

 

Проект катера – яхты «КАТРАН».

00 00

Проект этого прогулочно — туристского катера, о котором отра­жены некоторые идеи статьи «Глиссирующий катер под парусами» (См. «КиЯ» №158.стр. 10 – 16.) должен заинтересо­вать жителей городов, расположенных на берегах лиманов, крупных внутрен­них водохранилищ, в эстуариях рек, впадающих а море. Именно в таких районах оказывается оправданной эксплуатация глиссирующих катеров, оснащенных парусами. Под мотором судно может быстро оторваться от го­рода. без больших проблем преодо­леть участки маршрута с течением и интенсивным судоходством, а затем, уже на «оперативном просторе», эки­паж поднимет паруса и начинается не­торопливый отдых без надоедливого аккомпанемента работающего мотора.

Парус становится особенно ценным дополнением двигателя в нынешние кризисные годы, когда высокая стоимость бензина заставляет многих любителей отдыха на воде, особенно — прогулок «с ветерком», отказаться от походов в удаленные места, а чиненные — перечиненные моторы не вселяют уверенность в том, что смогут отработать без поломки несколько часов под­ряд. Так, что второе средство движе­нии оказывается далеко не лишним.

В проекте «Катрана» главное вни­мание уделено ходкости под мотором, поэтому лодка в большей степени удовлетворит «катерника», чем яхтсмена. Его корпус имеет плоско — килеватые глиссирующие обводы с умерен­ной (17о на транце) килеватостью дни­ща. Обшивку можно выполнить из фа­неры либо другого листового материа­ла и оклеить снаружи стеклотканью на полиэфирной смоле.

Давать какие — либо конкретные ре­комендации по конструкции корпуса сегодня вряд ли имеет смысл. Придет­ся использовать те материалы, которые удастся достать соответственно имеющимся у строителя средствам, а конструкцию и сечение элементов на­бора выбирать, ориентируясь по опуб­ликованным в «КиЯ» чертежам лодок близких размерений. Важно изготовить корпус достаточно легким, чтобы ка­тер сохранил способность выходить на глиссирование под одним подвесным мотором мощностью 30 л.с. Оптималь­ной была бы постройка корпуса тpex — слойной конструкции по технологии, описанной в «КиЯ» №143. Толщину

среднего слоя — заполнителя из пено­пласта можно принять равной 20-:-25 мм; снаружи корпус надо будет оклеить 3 — 4 слоями стеклоткани Т-11-ТВС-9, изнутри 2 — 3 слоями стеклоткани. Остойчивость «Катрана» под паруса­ми обеспечивается водяным балластом, который принимается в цистерну ем­костью 350 л. расположенную под пайолом каюты, Она заполняется заборт­ной водой самотеком через один — два вентиля с условным проходом = 32 мм, которые необходимо установить в транце возможно ближе к днищу.

Когда понадобится вновь перейти на движение под мотором, вода будет удаляться из цистерны за счет разре­жения — отрыва забортной воды от транца при скорости свыше 15 км/час. А чтобы лодка легче выходила на глиссирование и в этот момент двигатель не перерасходовал горючее часть воды можно удалить при помощи руч­ной диафрагменной помпы (установ­ленной в кокпите), когда лодка еще стоит или не развила нужной скорос­ти. Естественно, цистерну необходи­мо снабдить вентиляционной трубкой достаточного сечения, открытый конец которой вывести на палубу.

001

002

003

004

005

006

007

008

009

Другой особенностью проекта яв­ляется наличие вращающегося шверта, который на ходу под мотором и при проходе мелководья убирается в водонепроницаемый колодец в корпу­се. Швepт необходим для того, чтобы обеспечить движение под парусами под углом к направлению ветра без дрейфа. Так же как и перо руля, шверт желательно изготовить из дерева или стеклопластика профилированным, т.е. придать его поперечному сечению обтекаемый профиль (см. например шверт и руль швертбота «Креветка» в цКиЯ” №154). Однако их можно выре­зать из листа алюминиевого сплава (экономия в весе!) либо стали. Сле­дует помнить, что на шверт действует значительная поперечная нагрузка — гидродинамическая сила сопротивле­ния дрейфу. Кроме того, возможны удары о грунт, передающиеся на кон­струкцию швертового колодца. Поэто­му нужно позаботиться, чтобы колодец был жестким и не давал бы течь при этих нагрузках.

При заполненной балластной цис­терне осадка катера увеличивается на 60 мм, поддон подвесного мотора ока­зывается расположенным слишком низко над водой. Чтобы его не накры­ло гребнем волны, необходимо либо удлинить дейдвудную часть, либо предусмотреть подъем мотора вмес­те с подмоторной доской. В первом варианте между корпусом редуктора и дейдвудной частью ставят проставку высотой около 120 мм из легкого сплава (см., например, «КиЯ» №100); соответственно удлиняют вертикаль­ный вал — рессору, напорную трубку системы охлаждения и тягу реверса.

Для регулирования высоты подмо­торной доски ее можно выполнить скользящей в вертикальных направля­ющих, закрепленных на стенках подмоторной ниши. На торцах доски зак­репляют гайки, которые поднимаются при вращении винтов, расположенных параллельно направляющим; винты снабжаются рукоятками для удобства их вращения. Учитывая сравнительно небольшую массу мотора и высоту подъема доски, достаточна резьба ходовых винтов М 14 — М 16, Можно сконструировать и более сложные сис­темы с велосипедной цепью, стальны­ми тросиками и т.п., которые позво­лили бы осуществлять подъем и опус­кание доски с мотором при вращении лишь одной рукоятки.

Наконец, не ис­ключается установка небольших гидроцилиндров, работающих от ручно­го насоса —опять же все зависит от возможностей строители. Поскольку подвесной мотор постоянно находит­ся на транце и занимает традицион­ное место руля, на «Катране» установ­лены два швертботных руля. Их корот­кие румпели пропущены сквозь про­рези в транце в самсотливной кокпит, где их концы соединены трубчатой штангой. У внутренних концов румпе­лей установлены стопора для сорлиней — снасточек, при помощи которых при плавании под мотором оба пера можно поднять из воды.

Вместо штурвала возможен и более простой вариант управления ру­лями — за румпель, закрепленный к верхней части одного из баллеров. «Катран» предлагается оснастить стаксельным вооружением, которое на лодке подобного типа имеет опреде­ленные преимущества: ниже располагается центр парусности; можно быс­тро перейти от движения под парусами к мотору, если снабдить стакселя устройствами дли закрутки вокруг штага; отсутствует грота — гик, доставляющий неудобства экипажу. Для удобства управления парусами в оди­ночку стаксель рекомендуется снаб­дить рейком; в этом случае при лавировке нужно будет работать только с кливер — шкотами, стаксель при пере­мене галса переходит на другой борт «автоматически».

Разумеется, недостатком является расположение мачты посреди кокпи­та, поэтому не исключается оснастка лодки шлюпом традиционного типа. При плавании в свежий ветер, когда полной парусности становится много «Катран» сохраняет способность идти курсом бейдевинд под одним стаксе­лем площадью около 7 м2.  Если же ве­тер попутный, лодка более устойчиво идет под кливером, площадь которого на 1,3 м2 больше, а его центр парус­ности расположен ближе к форштевню. В непродолжительное плавание —на субботу — воскресенье — на лодке могут отправиться 4 — 5 человек. Кроме стаци­онарных спальных мест, расположенных в носу и под кокпитом,  можно обору­довать двухспальную койку в салоне, если столешницу опустить до уровня диванов и уложить на нее матрац.

С 30-сильным «Вихрем» и «грузовым» гребным винтом уменьшенного шага «Катран» на спокойной воде развивает максимальную скорость 40 км/час; с четырьмя пассажирами — 32 км/час. Лодку можно эксплуатировать и в пере­ходном режиме под мотором «Ветерок», с которым может быть достигну­та скорость 15 км/час при расходе топ­лива 0.4 л на пройденный километр.

Д. Курбатов.

Источник:  «Катера и Яхты», №158.,

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: