Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Армоцементные яхты.

============================================================

Армоцементная яхта «ФЕМИДА».

00 00

В проходившей в 1979 г. тради­ционной крейсерской парусной ре­гате на Кубок Большого Днепра по­следним в гавань Одесского яхт- клуба вошло парусное судейское судно Киевского крейсерского яхт- клуба, спроектированное и построен­ное специально для обслуживания этих соревнований. Создание парусника было вызва­но необходимостью иметь в помощь основному судейскому судну еще одно судно, достаточно большое, с малой осадкой, оснащенное всем необходимым для помощи яхтам в непредвиденных ситуациях. Наибо­лее подходящим для такой цели, по мнению членов клуба, могла стать двухмачтовая парусно-моторная яхта с балластом внутри корпуса и( низко расположенной парусностью.

Мно­голетний опыт киевлян в использо­вании армоцемента для строитель­ства крупных яхт само собой опре­делил строительный материал и од­ну из технологических схем построй­ки — килем вверх. Подходящего проекта не оказа­лось, и нам представился заманчи­вый случай спроектировать большую армоцементную яхту и сразу же ее построить. Это можно рассмат­ривать как экзамен на техническую зрелость клуба, который много лет является не только спортивным, но и техническим — одним из центров армоцементнрго спортивного судо­строения в стране.

Строительство крупной армоцементной яхты в самодеятельном яхт — клубе — дело не из легких, еже­дневно возникает множество проб­лем, поэтому весь объем работ мог быть выполнен только при четкой организации, исключающей любые переделки. Все работы проводились членами яхт -клуба в свободное от основной деятельности время. По­стройка яхты, включая подготови­тельные работы, заняла почти десять месяцев. Более трети этого времени заняла укладка и увязка сетки, арма­туры корпуса и переборок. Бетони­рование корпуса снаружи и внутри и спуск готового корпуса на воду, осуществленный только при помо­щи средств малой механизации, за­няли еще два месяца.

В строительстве «Фемиды» при­няли участие многие члены клуба, но основной коллектив, состоящий из студентов Киевского инженерно — строительного институт а, с самого начала строительных работ сплотил­ся вокруг капитана яхты — инженера В. А. Браерского, который более двух десятилетий назад окончил вы­шеуказанный институт.

Обводы корпуса яхты спроекти­рованы с учетом свойств применен­ного материала. Прямое заострение ватерлиний в носу с отнесением ЦТ площади ватер­линии примерно на 10% длины ВЛ от миделя в корму, достаточный развал шпангоутов придают яхте хорошие мореходные качества. Пол­ные кормовые образования при от­носительно малом отношении дли­ны ватерлинии к ширине по КВЛ (2,7) свидетельствуют о хорошей ос­тойчивости и маневренности яхты. Архитектуре надводной части корпуса яхты гармонирует с гафель­ным вооружением.

Палуба достаточно просторная, даже вокруг кокпита имеется место для работы с парусами и швартов­ных работ. Металлический самоотливной кок­пит имеет ппощадь 3,25 м2 и глуби­ну 350 мм, спереди и сзад  он ог­раничен стенками носовой и кормо­вой рубок, по бокам — комингсами из красного дерева. В днище кок­пита находится герметичный люк  700 X 1 ООО мм, предназначенный для монтажа и ремонта двигателя. Отделка кают — дубовые рейки, водостойкая фанера, покрытая ла­ком, слоистый пластик, искусствен­ная кожа. Кормовая 4 — местная каюте с кой­ками и двумя шкафами для одеж­ды используется и как помещение для работы штурмана и радиста; для этого в каюте установлен штурман­ский стол, а также устроен навес­ной шкаф для карт, навигационных пособий и инструментов.

Кают-компания длиной 4 м от­делена от носовой каюты бортовы­ми полупереборками на 5 1/2 шп. 3а обеденным столом по правому бор­ту на угловом диване и двух откидных сиденьях могут разместиться 8 человек. Шкафчики для мелких ве­щей повешены над диваном, а на полупереборке — шкаф носовой каюты. В рундуках каютных диванов имеются места для хранения имуще­ства и припасов. Против кают-ком­пании с левого борта размещен кам­буз и шкаф для одежды. В форпике под двухместной кой­кой находится рундук для хранения парусов и шкиперского имущества. Здесь же с правого борта установ­лен унитаз. Помещение форпика вентилиру­ется через отверстие в трубе битен­га. Во всех остальных помещениях яхты имеются потолочные вентиля­торы эжекционного типа.

Просторное машинное отделение, расположенное под кокпитом и предназначенное для двигателя и его систем, изолировано от других помещении водонепроницаемыми переборками. Вход в него через палубный люк (размер 550 X 550 мм) по металлическому вертикальному трапу. Здесь же в  отде­лении установлен котелок водя­ного отопления типа КВ-1-06 по ТУ 21 -26-53—72. Двигатель — дизель «2ч 8,5/11» мощностью 20 л. с., уста­новленный на сварной раме, обес­печивает скорость хода яхты до 6 узлов. Дистанционное управление двигателем выведено в кокпит.

Два топливных бака обеспечива­ют 100-мильный переход яхты под двигателем. Помещенные здесь же, в машинном отделении, аккумуляторные батареи и навесной генера­тор мощностью 300 Вт питают бор­товую 12-вольтную электросеть. Ем­кость аккумуляторов 300 а-ч доста­точна для 8 — 10 ночных переходов под парусами. Руль обтекаемой формы пло­щадью 0,75 м2 имеет штуртросную проводку от сектора на баллере, ко­торая проходит по палубе через кормовую рубку в трубках к руле­вой колонке, где установлены дере­вянный штурвал, нактоуз компаса, креномер, аксиометр и ДУ двигате­лем, Имеется также аварийный рум­пель, который хранится в ахтерпи­ке. Однако яхта хорошо отцентрова­на парусами и легко управляется румпелем.

Для швартовки предусмотрены две пары носовых и кормовых швар­товных кнехтов. В корме установлен такой же кнехт для буксирного тро­са. Якорное устройство — два якоря Матросова массой 25 и 35 кг с кап­роновыми канатами; палубный кип по правому борту; битенг (D = 150 мм); рычажный брашпиль с тяговым уси­лием 250 кгс. Леерное ограждение — тросовое двухрядное, на съемных стойках из трубы высотой 700 мм (D стоек 30 мм). Из такой же трубы изготов­лены стационарные носовой и кор­мовой релинги высотой 1000 мм.

001

002

003

004

005

006

007

008

Спасательное снаряжение состоит из 2 плотов ПСН-6, 4 спасательных кругов, 12 нагрудников, 7 надувных спасательных жилетов, буйка с веш­кой, тузика. В первом плавании в качестве тузика использовалась по­лиэтиленовая лодка «Дельфин», но место в районе грот-мачты позво­ляет использовать и более крупную шлюпку. Корпус яхты построен по дей­ствующим в клубе «Временным пра­вилам классификации и постройки армоцементных спортивных яхт». Эти правила разработаны на основании аналогичных материалов зарубеж­ных правил, теоретических работ оте­чественных исследователей и много­летнего опыта постройки судов в Киевском крейсерском яхт-клубе.

Поперечный набор состоит лишь из флор, установленных со шпацией 500 мм. Борта подкрепляются толь­ко продольными стрингерами с рас­стоянием между ними около 850 мм. Стрингера опираются на поперечные переборки. Палуба подкреплена карленгсами, установленными а плоско­сти комингсов рубок. Концы флор доведены до первого стрингера. Корпус в районе вантпутенсов грот- мачты усилен рамным шпангоутом. Толщина наружной обшивки кор­пуса 17 мм, борта и днище—20— 22, палубы и переборок — 15. Во всех элементах корпуса при­менялась тканая сетка № 10 (про­волока D =  1 мм) с ячейкой 10 X 10 мм.

Парусное вооружение. Проекти­руя яхту, клуб не ставил цель уди­вить кого -либо возрождением гафельного типа парусного вооруже­ния или сработать «под старину». Все объясняется ограничением вы­соты парусности для беспрепятствен­ного прохода под мостами. На практике гафельное вооруже­ние оказалось не столь сложным, как представлялось сначала, и тре­бовало минимальных затрат труда. Опыт первого плавания показал, что при 4 — часовой вахте два человека вполне управляются с яхтой. При смене парусов, швартовках и шлю­зовании требуется участие подвах­тенных.

Таким образом, из 12 штат­ных членов экипажа 3 могут быть свободными от вахт. Бегучий такелаж, кроме спинакер — фала, оснащен фаловыми лебед­ками. Спинакер — фал, топсель — шкот и нирал выведены на кофель — нагели у грот -мачты. Наличие топселя заметно улуч­шает эффективность грота, особенно в слабый ветер. Специальная форма топовой обоймы мачты обеспечива­ет строго вертикальное положение топсель — рейка на любом галсе. Ниж­ний конец его находится между кронштейнами топенант — блоков, ко­торые также препятствуют отклоне­нию его от оси мачты. На подъем или уборку топселя уходит не бо­лее двух минут.

«Завал» мачты —обычно занятие не из приятных, однако «Фемиде» удается проходить днепровские мо­сты под всеми парусами, убрав толь­ко топсель, а иногда приспустив га­фель. Исключение составляли низ­кие мосты в Кременчуге и Днепро­петровске, где грот-мачту приходи­лось «заваливать»; для этого пол­ностью отдается стаксель — штаг, а топ —  штаг, снабженный цепочкой, про­веденной через ролик на ноке буш­прита, травится через брашпиль. При этом отдаются только фортоп — ванты. Мачта «заваливается» в кор­му и кладется на одну из специаль­ных краспиц бизань — мачты.

Первое 1000-мильное плавание «Фемиды» позволило освоить и испытать яхту, проверить правиль­ность выбранных обводов и разме­рений. Соотношения главных размере­ний находятся в пределах, характер­ных для килевых крейсерских яхт и компромиссов. Весовая характери­стика   LВЛ 3\/D приближается к нижнему пределу — 4,1, энергово­оруженность     \/S/3\/D равна 3,95 — «Фемида» мореходна, остойчива, способна нести большую парусность в свежий ветер, когда другие яхты вынуждены уменьшать площадь па­русов. При скорости ветра 17 м/с угол крена, равный 26° меньше пре­дельного угла, при котором кромка палубы касается воды (у «Фемиды» он равен 32°). вообще при обычной нагрузке, как усматривается из диа­граммы остойчивости «Фемиды», максимум восстанавливающего мо­мента наступает при угле крена 55о, а при угле крена 90° восстанавлива­ющий момент равен 65% максималь­ного.

В регате на Кубок Большого Днепра — 79 «Фемида» шла за яхта­ми -гонщиками; отсутствие каких-либо происшествий, требующих помощи судейского судна сопровождения, давало возможность отдельно про­ходить каждый этап маршрута. Поч­ти все плавание прошло под пару­сами. До Одессы яхты сопровожда­ли в основном слабые ветры, но на обратном пути погода продемонст­рировала весь ассортимент свежих и сильных ветров, менявших и силу и направление. Например, в Кремен­чугском водохранилище, одном из самых крупных на Днепре, «Феми­да» шла под всеми парусами при ветре, доходившем до 17 м/с. В очень сильный ветер яхта при не­сении кливера, стакселя и бизани имела хороший ход и управляемость. Впереди — новые плавания.

Д. И. Сквирский, Ю. И. Михайленко.

Источник:  «Катера и Яхты», №94.

Страниц: 1 2 3 4 5 6

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: