Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Армоцементные яхты.

================================================================

Армоцементная яхта «Славутич».

00 00

Яхта спроектирована и построена коллекти­вом запорожских яхтсменов в 1967—1971 гг. Руковод­ством при этом служили статьи по проектированию яхт и постройке армоцементных судов, опубликованные в сборнике, и брошюра братьев Бирюковичей «Мелкие суда из армоцемента и стеклоцемента» (издательство «Судостроение», 1964 г.), но многое, особенно в кон­струкции корпуса и технологии постройки, пришлось прорабатывать и совершенно самостоятельно. Очевид­но, будет полезно познакомить читателей с нашими ос­новными конструктивными решениями.

Установленные через 785 мм 13 сварных шпангоутов согнуты из водопроводной трубы 1/2″ и связаны в рам­ки бимсами из угольника 25 X 25. Швертовый колодец из 3-миллиметровой стали приварен к фальшкилю, из­готовленному из швеллера. Набор корпуса начали собирать в положении вверх килем. Делалось это так. На полу вычертили линию палубы, разбили ее на шпации. Выставили и после про­верки раскрепили упорами-подкосами швертовый коло­дец и собрали на нем среднюю часть корпуса; выста­вили пять носовых и четыре кормовых шпангоута и связали все рамки по килю и привальному брусу ар­матурным прутком диаметром 12 мм.

Затем корпус пе­ревернули вниз килем и усилили киль еще двумя та­кими же прутками, после чего киль яхты в поперечном сечении приобрел форму трехгранной фермочки. Связали шпангоуты скуловым стрингером из 10-миллиметрового прутка и привальным брусом из угольника 25 X 25 и для удобства работы подвесили каркас к поперечным перекладинам, закрепленным под крышей сарая. По передней кромке фальшкиля для защиты его бетонной заливки от выкрашивания приварили обтека­тель — половину трубы диаметром 180 мм, по фор­штевню — угольник 40 X 40. Присоединили к набору дейдвудную и гельмпортовую трубы (отрезки водопро­водной трубы 11/2«). плавник руля с подпятником, вы­резанный из листовой стали толщиной 10 мм, фунда­мент под двигатель и степс бизань-мачты.

Теперь можно было приступать к установке на кар­кас, задающий форму корпуса яхты, арматуры — про­дольных прутков (стрингеров) из сталистой проволоки диаметром 5 мм и сетки с ячейкой 10 X 10 из милли­метровой проволоки. Продольные прутки ставились с интервалом 100—150 мм в районе миделя и 50—60 мм в корме и в носу. (Очевидно, это чаще, чем требуется для обеспечения достаточной прочности корпуса. Для облегчения конструкции стрингера можно через один не доводить до форштевня на одну-две шпации.) При­варенный к форштевню пруток стрингера мы растяги­вали по борту талрепом до плавного прилегания ко всем шпангоутам, а затем приваривали к транцу, сде­ланному из 3-миллиметрового листа, и привязывали к шпангоутам проволочными скрутками. Приваривать прутки к шпангоутам нельзя, так как в месте сварки проволоку сильно ведет и в районе шпангоута образует­ся впадина или бугор.

Для пришивания металлической сетки была разра­ботана специальная технология. Отрезанный по длине яхты (с некоторым запасом) кусок сетки временно подвешивался свободно к привальному брусу (или к ниж­ней кромке уже установленного первого ряда сетки). Верхняя кромка сетки в носу крепилась —привязыва­лась вязальной проволокой — к привальному брусу, после чего весь кусок сетки с силой растягивался вдоль бор­та талями и пришивался к привальному брусу по всей длине яхты. Затем, растянув сетку за нижние углы, мы пришивали ее к стрингерам. Работали в паре: один изнутри корпуса, другой снаружи; когда нас было чет­веро, вязали двумя парами с обоих бортов одновре­менно. И так —слой за слоем.

001

002

003

004

005

006

007

Нужно сказать, что это была самая трудоемкая опе­рация. Вообще изготовление корпуса заняло у нас две зимы (летом наш экипаж ходил на швертботе). Рабо­тая впятером каждую субботу и воскресенье, мы за­тратили на это 2800 человеко-часов, не считая уймы времени, проведенного в сарае нашим капитаном А. Гунько, который готовил фронт работ на выходные дни. Мы сознательно остановились на такой сравнитель­но малопроизводительной технологии, поскольку счи­тали, что она обеспечит максимальную прочность скор­лупы при равномерной и минимальной ее толщине. Считаем, что эта технология оправдала наши надежды: нам удалось получить равномерную толщину обшивки 15 мм.

В январе 1969 г. мы начали цементирование кор­пуса. Раствор готовили из цемента марки 500 и речного песка, просеянного мелким ситом. На противне (раз­мерами 1000X500X100) руками смешивали песок и цемент в пропорции 1 : 1, а затем, наливая воды, ме­шали лопатой до получения однородной массы. Гото­вый раствор подавали ведрами внутрь яхты. Бетонировщики работали парами. Один изнутри корпуса втирал бетон в сетку, а другой руками уплотнял и шпателем выравнивал его снаружи. Закончив бетонировать одну шпацию, пара переходила на следующую. Работали сразу четыре пары, двигаясь к миделю с носа и кормы симметрично по обоим бортам.

За два дня корпус был забетонирован. В течение месяца по нескольку раз в сутки мы поливали его из садового опрыскивателя водой изнутри и снаружи. Шпаклевали корпус, предварительно загрунтовав его, нитрошпаклевкой, приготовленной из цемента на нитро­краске. На шпаклевку не жалуемся: за всю навигацию на корпусе не появилось ни малейших признаков ее отслаивания. После обработки корпуса стеклянной на­ждачной бумагой (сначала крупной, а затем мелкой) подводную часть за два раза покрыли кузбасслаком.

Затем работы были перенесены на палубу. К подпалубному набору приварили металлические листы под степсом грот-мачты, комингсы рубки, стенки и дно кок­пита, вант — путенсы и т. п. Поверх бимсов уложили карленгсы — прутки из той же проволоки. диаметром 5 им.— и начали обтягивать палубу слоями сетки. При­вязав сетку к центральному стрингеру, растягивали ее к бортам и вязали к остальным стрингерам. К коминг­сам люков, рубки и стенкам кокпита сетку крепили за специально просверленные в них отверстия. На вант — путенсах сетку разрезали; после укладки последнего слоя тщательно заплели эти места вязальной проволо­кой. Сквозь пакет сетки в торцы фанерных переборок набили длинных гвоздей, чтобы, забетонировав палубу, еще больше скрепить ее с переборками.

Для смачивания забетонированной палубы насыпа­ли на нее слой опилок толщиной 10 см обильно на­мочили его водой. Пока палуба «выстаивалась», мы за­нимались изготовлением оборудования и мебели. Жилые помещения яхты имеют сплошную внутрен­нюю зашивку 4-миллиметровой фанерой. Пространство между зашивкой вдоль спальных мест и бортами ис­пользуется в качестве шкафов с раздвижными дверцами. Оборудование яхты показано на публикуемых чертежах общего расположения. Под койкой в кают- компании правого борта закреплена цистерна пресной воды емкостью 90 л. Диваны здесь раскладываются в койки и превращаются в три спальных места.

Кокпит размерами 1,5 X 0.8 м и глубиной 0,5 м — самоотливной; шпигаты диаметром 40 мм выведены в днище в районе плавника. Под кокпитом установлены двигатель «СМ-557» (с доступом к нему из гальюна) и щелочной 6-вольтовый аккумулятор. Тяги управления двигателем и провода питания ходовых огней выведены в кокпит через коробчатую колонну бизань-мачты; па­нель с тумблерами установлена на этой колонне. Здесь же смонтированы лебедка для подъема щверта и ава­рийная помпа. Ахтерпик  оборудован под штурманскую рубку. Здесь имеются одно спальное место, штурманский стол, шкаф для карт и навигационных инструментов. Грот-мачту высотой 11,2 м от палубы изготовили пустотелой из сосны. В качестве бизани поставили «эмовскую» гоночную мачту. Все оковки и дельные вещи на рангоуте изготовили из нержавеющей стали.

Мы испытали яхту на всех курсах и галсах. Обра­довала нас она и своим ходом, и легкостью в управле­нии, а особенно центровкой: даже если руль бросить на продолжительное время, яхта не спешит изменить курс. Очень важное качество яхты — на ней можно поч­ти всюду подходить носом к самому берегу, разумеется, предварительно выбрав шверт.

Ю. Ф. Назаренко.

Источник: «Катера и Яхты»,  №50.

Страниц: 1 2 3 4 5 6

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

profiinvestor.com

Инвестиции и заработок в интернет

SunKissed

мое вдохновение

The WordPress.com Blog

The latest news on WordPress.com and the WordPress community.

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками - яхту своей мечты...

Twenty Fourteen

A beautiful magazine theme

%d такие блоггеры, как: